ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ
АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "МЫСЛИТЬ ЕВРОПУ" (1999) ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЫ" (2000) ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "ВИДЕТЬ ЕВРОПУ" (2001)

Материалы мастер-класса А.В. Камкина

Александр Васильевич Камкин (ВГПУ, Россия)

"Теория и история восприятия: от вербального к визуальному."

Полифоничность визуального в культурном пространстве Русского Севера обязывает обратиться к его генезису и исторической эволюции. Далее выделены возможная логика и проблемы мастер-класса.

  1. Смена культур или "присвоение различий"?

    Выразительные "места воспоминаний" (погосты, первые храмы и т.п.) как итог славянских миграций, с V - VI вв. в течение пяти столетий "раздвигавших" финно-угорский этнокультурный массив. Древнее Белоозеро и Устюг Великий как центры трансплантации инновационного (славянского) культурного комплекса, ставшего перифийной зоной древнерусской культуры. Образы первых городов Севера в летописях, агиографии, миниатюрах, народном творчестве.

    Север XII - XIV века - полицентрический регион с собственными социо-культурными ареалами (Белоозеро, Вологда, Устюг, Каргополь, Вага). Локальный опыт взаимодействия культур местного населения и переселенцев. Обобщенный образ (реконструкция и прочтение смыслов) неповторимого севернорусского культурного ландшафта, несущим каркасом которого являлись православные монастыри. Образы древних монастырей Севера в иконографии.

  2. Образы Поморья: крестьянская триада, православная обитель и торговый гость.

    Север-Поморье XV века - ближайшая периферия Московского государства. Рост влияния московских культурных инноваций (художественные ремесла, "рублевская" иконописная традиция, книгописание).

    Православная инфраструктура за пределами урбанистического каркаса. Маркировка границ освоенной русскими территории Севера образами Архангела Михаила (Архангельские монастыри в Устюге и в устье Северной Двины) и пророка Илии (храмы на восточной границе расселения), центра территории - образом Святой Софии (Вологда) и обобщенным образом "Северной Фиваиды". Образ Соловецкого монастыря как символ преображенного мира (сакральное и визуальное в массовом сознании).

    Знаковая система пространства универсальной триады северорусского мира (волость-община-приход). Образы и смыслы приходского храма, деревенской дороги, околицы, часовни, родника, озера, памятных и приметных мест.

    Две зоны (вотчинная и черносошная) Русского Севера XVI - XVII веков - два типа социальных отношений. Различие культурообразующих очагов и определяющих образов: в одной зоне ими стали монастырь, город, вотчина; в другой - крестьянские хоромы, деревня, приход. Их изображения в иконографии, миниатюрах, рисунках иностранных путешественников; словесные описания.

    Сухонско-Двинская речная система как важный путь транзитной меж-дународной торговли. "Немецкие слободы" в Архангельске и Вологде, представительства иноземных купцов в Тотьме и Устюге. Образ гостя-партнера и образ врага-поляка, сформировавшегося в период Смуты.

    Вологда, Холмогоры и Великий Устюг - кафедральные города с особым обликом церковных столиц. Выразительные соборно-храмовые ансамбли, фресковая живопись. Православно-сакральная топография Севера достигает своей наивысшей плотности, а его обобщенный образ - наивысшей выразительности и полноты смысла.

  3. Русский Север: "дикость и полудикость" или заповедник русской культуры?

    Культурная модернизация периода Империи (XVIII - XIX вв.) и ее очаги - помещичьи усадьбы и города.

    Особый облик малого провинциального города и его описания в различных художественных текстах последующих эпох (версия об устюженском происхождении темы гоголевского "Ревизора"). Малый город в русской живописи и нарративе современников.

    Социально-экономическая модернизация и новые объекты городской и пригородной среды - адмиралтейство в Архангельске, мануфактуры, а впоследствии и фабрики в городах Севера, особый облик и стиль жизни в рабочих слободках и на городских окраинах. Железная дорога Москва - Архангельск и поселения нового типа (станции, разъезды, вокзалы, депо, мастерские и пр.). Восприятие современниками "примет" индустриальной эпохи.

    Замедленность модернизации на Севере. Бытование традиционной крестьянской культуры со своими устойчивыми ритмами, формами и образами. Повседневная культура северной деревни как предмет пристального внимания российской науки и общественности. Утверждение образа Русского Севера как заповедника исконной русской культуры. Мнение В.И. Ленина о том, что к северу от Вологды царила "полудикость и самая настоящая дикость".

    Сокращение сети монастырей со второй половины XVIII века и возрастание духовной роли прихода. Замена поколения деревянных храмов Севера на каменные и изменение традиционного образв северорусского погоста и культурного ландшафта региона в целом.

  4. Европейский Север СССР: образы разрушения и созидания.

    Уничтожение "пережитков прошлого" (закрытие храмов и монастырей, разрушение части храмовых комплексов и т.п.); перекодировка "образа Севера" (памятник Ленину на месте обетного храма Вологды, музей атеизма в Софийском соборе, клуб в бывшей церкви, пятиконечная звезда вместо креста, демонстрация вместо крестного хода и т.п.); наполнение культурного пространства новыми очагами со своей семантикой и эстетикой (избы-читальни, сельские клубы, красные уголки, центральные усадьбы колхозов, загородные пионерские лагеря, общежития, танцплощадки, наглядная агитация и пр).

    Воздействие индустриализации и коллективизации на рисунок системы расселения - "острова Гулага" и новые жители ("раскулаченные", "спецпереселенцы", "враги народа"). Принудительная атеизация и обезличивание православной инфраструктуры культурного пространства, переход ее из функционирующей системы в мемориальную. Памятные знаки "Руси уходящей" - руины храмов, пустующие избы угасающих деревень, переоборудованные усадебные и монастырские комплексы.

    Возникновение гигантов-символов новой эпохи: Волго-Балт, Череповецкий металлургический комбинат, Вологодский подшипниковый завод, спортивно-концертный зал "Алмаз" и др. Их популярность, воздействие на привычный образ Севера, идеологическая включенность в "победную поступь коммунизма". Вклад советского изобразительного искусства в создание образа "Красного Севера".

    Актуализация традиционных символов Русского Севера со второй половины XX века - Кижского погоста, Кирилло-Белозерского монастыря, фресок Дионисия, вологодского кружева, вологодского масла, холмогорской резьбы по кости, устюжской черни по серебру и др. "Почвенническая" тенденция в творчестве северных художников, создание музеев деревянного зодчества под открытым небом (Малые Карелы), массовая популярность героев произведений Ф. Абрамова, Н. Рубцова, В. Белова.

  5. О визуальном и воображаемом в образе Русского Севера.

    Разновекторное, плюралистическое наполнение образа Русского Севера в постперестроечное время. Восстановление православных храмов и строительство офисов по канонам "евростиля", продолжение строительства типовых микрорайонов и появление особняков "новых русских", реализация рекламных проектов типа "Великий Устюг - родина Деда Мороза" и обзаведение каждой области своим "Белым Домом". Культурная территория Русского Севера как место обитания множества художественных, соционормативных, идеологических и эстетических миров. Место СМИ в создании образа региона. Непрочность и коньюктурное "порхание" визуальных инноваций все с большей силой ставит вопрос - что в современном образе Русского Севера является реальным, а что воображаемым.

Темы для докладов, сообщений и дискуссий

  1. Образы-символы различных эпох: восприятие современниками и последующими поколениями.
  2. Образы-символы различных территорий (общероссийские, региональные, локальные, микролокальные и т.п.).
  3. Эволюция образа того или иного края (земли): исторические, социокультурные, эстетические и идеологические мотивы.
  4. Восприятие людьми различных сословий, возрастов и культурных традиций образа "места" и "времени".
  5. Полифоничность образа (соразмерность и красота, возвышенное и профанное, духовная и прагматическая составляющая, временное и "вечное" и т.п.).
  6. Восприятие реального, воображаемого, художественного и "электронного" объекта (региона, отдельного памятника, символа).
  7. Природное и рукотворное в культурном ландшафте региона.
© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.