ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ
АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "МЫСЛИТЬ ЕВРОПУ" (1999) ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЫ" (2000) ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "ВИДЕТЬ ЕВРОПУ" (2001)

Материалы мастер-класса А.А. Рыбакова

А.А. Рыбаков (ВГПУ, Россия)

"Европа в контексте русского искусства XII - XX вв.: проблемы рецепции, контаминации и интерпретации".

Среди многих функций и потенций искусства к числу важнейших относится его коммуникативное религиозное назначение как ретранслятора идей в образы, обращенного главным образом к сфере чувственного опыта и воздействующего на рецепторы духовной субстанции личности. Как известно из древнейших русских летописей, в качестве катализатора процессов восприятия и носителя идей космологического, теологического и социоконвенционального уровней, художественный образ на Руси нередко играл важную (иногда решающую) роль со времен Владимира Святого (X в.).

Несомненно, что факт разделения церквей в 1054 г. отражал реальные противоречия между Востоком и Западом как в области политики и церковно-религиозной практики, так и в художественной интерпретации мира. Вместе с тем и католический Запад, и православный Восток до реформационных движений XV в. находились в сфере идей и идеалов единого христианского культурного пространства, имея, естественно, существенные различия в художественной практике семиотического, морфологического и технико-технологического характера как следствия специфики этнокультурной истории народов, наций и государств.

Семинар должен явиться опытом концептуализации межкультурных исследований по проблемам культурного перевода в сфере изобразительных искусств (живопись, скульптура и архитектура, возможно, с привлечением искусства кино и фотографии). В программе мастер-класса 2 лекции, 2 семинарских занятия и заключительная дискуссия.

  1. Вводная лекция.

    Культ Богоматери, Архангеля Михаила, святых Николая, Климента и местных святых на Западе и в России. Их иконография в русской иконописи и деревянной скульптуре, в живописи и пластике Германии и Франции XI - XX веков. Полиморфизм и детерминация иконографических изводов (версий).

  2. Семинар по теме вводной лекции.

    Дискуссия об основных проблемах, поднятых во вводной лекции. Возможны темы коротких сообщений или письменных рефератов:

    • Ваше знакомство с художественной культурой и с христианской иконографией Запада и России;
    • Образ Богоматери и христианских святых в рукописной в старопечатной книжной традиции Запада и России (менологии, миссалы, агиографические и поэтические сборники, минеи, повести и сказания, в т.ч. иллюминованные);
    • Ознакомление с памятниками иконографии в собраниях вологодских музеев и с практикой их реставрации в Вологодском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря.

  3. Лекция.

    Образ России и русского в искусстве и в эстетическом сознании Запада. Русские альбомы и записки иностранных путешественников XV - XVIII вв. Русский авангард и русская икона в культурном пространстве Запада XX в.

  4. Семинар по теме лекции.

    Возможные темы коротких сообщений или письменных рефератов для дискуссии:

    • Рецепция западной архитектуры в России от Аристотеля Фиораванти до Ле Корбюзье;
    • Русская икона и авангард: проблемы художественной контаминации;
    • Русское искусство в социоконтинууме Запада XX в.Русская эмиграция в культуре Запада. Масс-медиа о русской культуре.

  5. Заключительная дискуссия.

    В заключение семинара можно вынести обсуждение следующих тем:

    • Существует ли проблема христианизации искусства и культуры в Европе и в России? Ваша оценка актуальности этой проблемы для Европы и России XXI века;
    • Агиология, агиография и иконография новых святых в XX в.;
    • Генезис, рецепция и интерпретация образов на Западе и в России;
    • Проблемы языка культуры и иконологии. Отражение сверхчувственного опыта в структуре семиотики современного искусства Запада и России.
© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.