ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ
АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "МЫСЛИТЬ ЕВРОПУ" (1999) ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ "ОБРАЗОВАНИЕ ЕВРОПЫ" (2000) ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "ВИДЕТЬ ЕВРОПУ" (2001)

Материалы мастер-класса Даниэля Шпанке

Даниэль Шпанке (Эмден, художественная галерея, Германия)

"Европу видят - Европа видит. Понятия изображения на Востоке и Западе."

Название Академии "Видеть Европу" охватывает взглядом сквозь перспективу изобразительных артефактов целый исторический горизонт более чем тысячелетнего вырастания идентичности и идентичностей. В то же время включается и противоположная оптика: "Европа видит". В картинах, которые произвели культуры Европы, отражается специфически европейский взгляд на мир. Единство, так же как и разнообразие, принадлежат к цивилизационному профилю Европы - это поле напряжения и предстоит выяснить в рамках культурно-исторических штудий о понимании изображения в Западной Европе и России.

В европейской истории от средневековья до современности можно проследить два основных понимания изображения: во-первых, точка зрения, согласно которой изображение отправляется от реального присутствия того, что изображается - парадигма ИКОНЫ; во-вторых, подчеркивание творческой фантазии художника и независимости изображения от прототипа - парадигма ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА. Отношение этих парадигм изображения определяет историю изобразительного (искусства) в Европе; подробнее это отношение будет раскрываться в четырех блоках.

  1. Икона в Восточной и Западной Европе.

    Понятие "Икона" имеет греческое происхождение и первоначально обозначало просто "Картину". По-гречески так назывались все картины, не только сакральные. В VIII и IX веках в Византии в связи с иконоборчеством потребовалось легитимировать право изображения Христа. По поводу этих споров была сформулирована теория, отразившая существовавшее на тот момент понимание картины. Из сохранившихся свидетельств можно заключить, что средневековые представления об изображении на Западе и в Восточной Европе не очень отличаются друг от друга. Прежде всего нам следует абстрагироваться от понятия "иконы" как специфического жанра истории искусства в смысле нарисованной на дереве картины, используемой в православном культе. "ИКОНУ" следует понимать как определенный концепт изображения, но не как определенную тему или стилистику изображения. Важно, что изображение, понятое как ИКОНА, является не творчеством художника, но характеристикой того, что должно быть изображено на картине. При этом ИКОНА является для всей Европы не только отзвучавшим наследством, но и живой традицией.

    • Возникновение и основные черты иконической теории (изображения);
    • Икона на западе;
    • Современность иконической картины.

  2. Западноевропейская парадигма изображения "Искусство".

    В XIV столетии в Западной Европе возникает новая система оценки картин. Изобразительная практика выходит из-под господства того, кто изображается на картинах; еще важнее то, что начинают ценить картину саму по себе, в качестве предмета, имеющего свой индивидуальный образ. Картины собираются и приобретаются теперь не на основе тематики (как это делается, например, в иконостасе), но благодаря своим эстетическим качествам или имени нарисовавшего их художника. Как следствие этого возникают собрания произведений искусства. Однако меняется не только обращение с картиной и язык разговора о ней, но и сами картины. Изображение становится произведением искусства, всегда в значительной мере представляющим и своего создателя: Художника. Понятая как произведение искусства, картина представляет собой духовную собственность художника.

    • Переходы к искусству;
    • Развитие искусства;
    • Искусство в России.

  3. Современное состояние парадигмы изображения "Искусство".

    Часто подчеркивалось, что современное искусство порывает с важными историческими традициями. К примеру, развитие т.н. нефигуративного искусства представляется как прорыв, как переход от средневековья к Новому Времени. В том, что это не так, убеждает взгляд на принципиальную связь предметной и беспредметной живописи: а именно, желание быть искусством и вместе с тем концептуально отличаться от средневековой картины в понимании сути изображения. В этом смысле современное искусство оказывается что ни на есть последовательным осуществлением парадигмы изображения "Искусство" и содействует дальнейшему сохранению западноевропейского-нововременного понимания того, что такое изображение.

    • Пути искусства в современности;
    • Является ли картиной нефигуративная живопись?
    • Искусство самовоплощения художника в картине.

  4. Искусство и средства информации.

    С XIX столетия в Европе возникает отличное от парадигмы "Искусство" понимание картины. На сегодняшний день больше чем 90 % всех картин производятся уже не в рамках системы "Искусство". Выражение новому пониманию картины как медиа дала прежде всего фотография. Хотя фотография породила целую отрасль искусства, она все-таки является такой изобразительной техникой, которая провоцирует восприятие не в качестве произведения искусства. Благодаря тому своей незаметности в качестве оформленной картины, фотография удовлетворяет потребностям информационного общества, которое все больше и больше утоляет свою тоску по переживаниям визуальными средствами. В идеале медиа (послание) является сегодня таким посланником, который не вмешивается в посредничество. В этой ситуации топосы художественного как аутентичности или избыточные эстетические качества изобразительного менее важны или даже мешают.

    • Фотография между иллюстрацией и искусством;
    • Реклама как пример медиа;
    • Будущее искусства.
© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.