ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ 1 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 1999 2 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2000 3 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2001
4 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2004 5 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2005 ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ИЕК > Информация об Академиях > Зимняя Академия "Науки о культуре в Европе" (2004)

 

ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ "НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В ЕВРОПЕ. ГРАНИЦЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАНИЯ"

Меллас, 15 - 25 февраля 2004 г.

C 15 по 25 февраля 2004 года Международным консорциумом по изучению европейских культур (MKIEK) была проведена IV научно-учебная Академия. Зимняя академия состоялась в Мелассе - популярном в летнее время курортном местечке Южного берега Крыма. В самом названии проекта - "Науки о культуре в Европе. Границы и возможности познания" - содержится основная проблема, обсудить которую было предложено известным профессорам европейских и российских университетов. Целью Академии являлось не только освещение актуальной проблематики отечественных и западных наук о культуре, определении их методологии и предметов исследования, но и разработка новых совместных образовательных программ и исследовательских проектов.

Согласно сложившейся традиции, в рамках Академии прошли три мастер-класса, посвященные проблемам культурологии в России и различным методологиям наук о культуре в Европе, а также проблематике медиа-исследований.

На первом мастер-классе "Современные культурологические исследования в России" прозвучали доклады проф. Г.И. Зверевой, проф. Л.Д. Гудкова и проф. Ю. Шеррер. По итогам докладов возникла полемика, активно поддержанная слушателями и участниками Академии, о допустимых границах предметной области культурологии, а также о необходимости формирования более определенного методологического аппарата. Проф. Л.Д. Гудков настаивал на необходимости применения социологических методов исследования как наиболее оптимальных при подходе к изучению феноменов культуры, в то время как в докладе проф. Г.И. Зверевой делался акцент на междисциплинарном характере культурологии, а соответственно невозможности жесткого ограничения методологии. Доклад проф. Шеррер, посвященный анализу русских учебников по культурологии, оказался весьма полемичным. Как известно, в России культурология выступает в качестве обязательной дисциплины в ВУЗах, что говорит о высокой значимости предмета, а, следовательно, необходимости выработки четких форм изложения нормативного знания. Но здесь возникает другая проблема, а именно: как выбрать правильную стратегию подачи материала при столь неопределенном предмете изучения как культура.

Особо хочется отметить практику занятий в рабочих группах, где слушатели Академии предлагали свои варианты решения обозначенных мастерами проблем.

Второй мастер-класс, на котором со своими докладами выступили проф. И.С. Автономова и проф. Р. Зоммер, был посвящен "тенденциям развития наук о культуре в современной Европе". В рамках этого мастер-класса профессорами был произведен сравнительный анализ французских, англо-американских и немецких культурологических подходов. Были выделены особенности национальных школ по изучению культуры, а также обозначены проблемы применения методологии, вырванной из национального научно-исследовательского контекста. Интереснейший доклад проф. Н.С. Автономовой был посвящен актуальной проблематике использования современной французской методологии в качестве основополагающей в российской культурологии. Целью выступления была необходимость обозначить подводные камни на пути исследователя, который обращается к столь популярным в недавнем прошлом методам структурализма и постструктурализма. Знание о таких культовых теоретиках, как М. Фуко и Ж. Деррида, уже давно вышло за пределы гуманитарного сообщества. Вокруг этих имен сложился своеобразный миф, что является причиной создания квазинаучных текстов, использующих терминологию структурализма и постструктурализма. В настоящее время существует огромное количество подобного рода работ, в массе своей являющихся спекуляциями вокруг тем гендерной проблематики и феминистких исследований.

Обсуждение французской методологии плавно сменилось сравнительным рассмотрением англо-американских Cultural Studies и немецкой Kulturwissenschaft (доклад проф. Р. Зоммера). В этом докладе был представлен анализ исторических условий, связанных с возникновением наук о культуре в Германии после Второй Мировой войны и также складывании Cultural studies в Англии в 60-е годы. Мастер обсуждал вопросы о том, насколько интернациональна может быть наука и какие проблемы и опасности связаны с перенесением методов и предметной области из одной национальной традиции в другую. Заданная тема привела к дискуссии между специалистами, принадлежащим к разным научным традициям, о возможности конструирования общего межнационального пространства научного знания, о возможностях и границах этого процесса.

На шестой день Академии была организована общая дискуссия с участием профессоров как первого, так и второго мастер-класса, посвященная проблемам идентичности и травматической памяти. В рамках этого обсуждения оказался затронут вопрос о политизации наук о культуре и использовании культурологии в целях формирования особой государственной идеологии. Как складывается принятая в обществе легенда о власти, представления о самих себе в рамках определенной государственной политики, каким образом происходят процессы легитимации власти, и как задается отношение к властным структурам? Каждый из мастеров отвечал на поставленные вопросы со своих позиций, что в итоге привело к формированию большого спектра мнений. Данная дискуссия представляла собой переходный этап к третьему мастер-классу, так как в рамках обсуждения особое место было отведено рассмотрению выше обозначенных процессов в контексте масс-медийного пространства.

Третий мастер-класс был посвящен культурологическим исследованиям в сфере медиа. С докладами выступили проф. В. Мюллер-Функ и проф. В. Байленхофф. Процессы все большей визуализации современной культуры, а также функционирование такой всепоглощающей сферы, как масс-медиа являются причиной возникновения большого количества исследований, просвещенных этой проблематике. В ходе доклада проф. В. Мюллер-Функа была предпринята попытка рассмотреть возможности применения сложившейся в рамках литературоведения методологии к визуальным изображениям. Подобный подход к материалу дал возможность рассмотреть медиа с иной точки зрения, что повлекло за собой новое осмысление уже казалось бы объясненных феноменов. Слушателям был предложен интересный видео материал для работы в рабочих группах и предоставлена возможность попробовать свои силы в применении обозначенной методологии к конкретному источнику. Хочется особо отметить доклад проф. В. Байленхоффа, в рамках которого был представлен обширный фото и видео материал. В докладе акцентировалось внимание на все большей визуализации современной культуры, а также на возможности формирования методологического инструментария анализа культуры через визуальные образы. Особое место отводилось такому явлению, как масса и способам изображения массы и толпы в масс-медиа.

Елена Заяц, слушательница 1 курса ИЕК, участница Зимней академии.

© Институт европейских культур, 1995 - 2005
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001