ТОЛСТОЙ
Андрей Владимирович

Доктор искусствоведения (2002), доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института (1999). Преподаватель Института европейских культур (1998).

Специалист в областях: русское искусство XIX и XX веков, международные художественные связи на рубеже прошлого и нынешнего столетий, творческое наследие русской художественной эмиграции всех трех волн, современное искусство. На кафедре истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института читает курс: "История изобразительного искусства XX века. Россия и Запад". С 1983 года зав. сектором современного искусства отдела отечественного искусства XX века Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств. С 1998 - ведущий научный сотрудник отдела отечественного искусства XX века. С 1998 года в Институте европейских культур читает курсы: "Введение в искусствознание. Теория изобразительного искусства", "Художественный процесс в XX веке. Имена, направления, дискурсы". С 1990 г. член Московского союза художников. С 1994 член Международной ассоциации художественных критиков (АИКА) и Ассоциации искусствоведов (АИС) СНГ. Свободно владеет французским и английским языками. Участник международных конференций в Италии, Франции, Голландии, США. Составитель и редактор каталогов русских художников начала ХХ века и современных. Организатор и куратор выставок современных отечественных художников в Италии, Франции, Швейцарии. Автор более 60 публикаций по этим проблемам.

Основные публикации:


1. Сборник научных статей "От реализма до соц-арта (аспекты современного отечественного искусства)". М.: изд. Академии художеств, 1991. (составление, ответственная редактура, введение "Круглый стол критиков").
2. Сборник научных статей "Стиль, направление, метод. Проблемы стилевых направлений в отечественном искусстве 1960-х -1980-х гг." М.: изд. Академии художеств, 1992. (составление, ответственная редактура, статья "Стиль и спрос. Искусство, государство и зритель" и послесловие "Критики на привале").
3. Сборник научных статей "Россия - Европа. Из истории русско-европейских художественных связей XVIII - начала XX вв." М.: изд. Академии художеств, 1995. (составление, ответственная редактура, введение, две статьи: "Валентин Серов и французские художники" и "Русское искусство в Париже. Из истории русско-французских художественных связей 1890х - 1900-х гг.").
4. Толстой А.В. Художественный мир русской эмиграции в Париже. 1920-е - 1930-е годы // Пути и перепутья. Материалы и исследования по отечественному искусству XX века. Вып. 3. М.: изд. Академии художеств, 1995.
5. Толстой А.В. Телескоп или монокль? Как смотрели люди искусства Серебряного века на людей и искусство века Просвещения // Пинакотека. 1997. № 2. С. 70-73.
6. Толстой А.В. Эмиграция и судьба художественной эпохи // Пинакотека. 1998. № 3. С. 36-39.
7. Толстой А.В. "Сенсация" на Пикадилли // Пинакотека. 1998. № 3. С. 62-63.
8. Толстой А.В. Диалог на фоне художественного процесса (диалог с художником Анатолием Чечиком) // Новая юность. 1998. №№ 1-3 (28-30).
9. Толстой А.В. О книге художника и не только о ней. Национальные особенности и мировой опыт. Диалог Андрея Толстого и Леонида Тишкова // Книга художника и поэта. Каталог выставки. Нижний Новгород: Дирижабль, 1998.
10. Толстой А.В. О судьбах художников русского авангарда в эмиграции // Авангард 1910-х - 1920-х годов: взаимодействие искусств. М.: изд. Российского института искусствознания, 1998.
11. Толстой А.В. Русский авангард в эмиграции (1920-е годы, Франция). Штрихи к постановке проблемы // Пути и перепутья. Материалы по отечественному искусству XX века. М.: изд. Академии художеств, 1999. Вып. 4.
12. Толстой А.В. “Мир искусства” и французская живопись // Пинакотека. 1998. № 6-7. С. 70-77.
13. Толстой А.В. Накануне "первого бала" (русское искусство на Западе на рубеже XIX - XX веков) // Пинакотека. 1999. № 8-9. С. 4-11.
14. Толстой А.В. Искусство в России сегодня: между новым истеблишментом и старой коммунальной кухней // Новая юность. 1999. № 31.