ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Теория и история культуры

 

Теория и история культуры

А.Л. Доброхотов, доктор филос. наук, профессор

Аннотация

Лекционный курс рассчитан на преподавание в течение двух учебных семестров: 56 часов аудиторных занятий, в конце семестра проводится экзамен.

Курс дает общее представление о динамике развития новоевропейской культуры, о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи. В то же время курс предполагает выделение ряда культурных феноменов для более детального анализа, выявляющего законы сосуществования культурного явления с другими социальными феноменами, его внутреннее строение, механизм его порождения и трансляции.

Предполагается, что в результате освоения курса слушатели овладевают техникой культурологического анализа и интерпретации многообразного фактического материала западноевропейской истории. Курс тесно взаимосвязан с такими преподаваемыми в Институте дисциплинами, как история искусств, методология гуманитарного знания, история музыкальной культуры, введение в литературоведение, социология культуры, введение в философию.

Темы лекций

Часть первая

1. Исходные понятия курса.
"Культура" и ее основные способы существования во времени и пространстве. Понятие "Западная Европа". Этапы европейского самосознания. Европа и Восток.

Культурология как наука. Стадии ее развития: "историзм" ХVIII века, "диалектика духа" немецкой классической философии, романтическая культурология, прогрессизм и детерминизм XIX века, символизм рубежа XIX-XX веков, неокантианство, морфология Шпенглера, теория цивилизаций Тойнби, культурная антропология, семиотика, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, лингвистический, географический и этнографический типы детерминизма, марксизм, русская религиозная культурология, "диалогизм" Бахтина.

2. Зарождение европейской культуры.
Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Иерархическая социокультурная модель восточной деспотии и ее индоевропейские истоки. "Арийская" проблема. Понятие "осевого времени" (К.Ясперс). Крито-минойская культура - лоно европейской цивилизации. Основные этапы европейской культуры и принципы их периодизации.

3. Понятие "Новое время".
Методологические трудности, связанные с определением хронологических границ. Телеологический подход к истории культуры. Его отношение к морфологическому, виталистскому, психоаналитическому, феноменологическому, структуралистскому, культурно-антропологическому, семиотическому подходам.

4. Переходный период: от Средневековья к Возрождению.
Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный.

5. Гуманизм и Реформация.
Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: "гуманизация" христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Протобуржуазные формы экономики. Новое понятие личности.

Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение.

Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм : гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность.

Персоналии: Альберти, Боккаччо, Браманте, Браччолини, Брунеллески, Бруни, Валла, Гус, Джотто, Донателло, Жанна Д’Арк, Людвиг Баварский, Медичи (Козимо и Лоренцо), Николай Кузанский, Патрици, Петрарка, Пико делла Мирандола, Полициано, Помпонацци, Рименшнейдер, Савонарола, Салютати, Уиклиф (Виклиф), Фичино, Фома Кемпийский, Цельтис, Чимабуэ, Чосер.

6. Европа XVI - нач. XVII вв.
Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств, предпосылки слияния науки и промышленности, географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Культура Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Маньеризм.

Персоналии: Ариосто, Боден, Босх, Ботичелли, Браге, Брейгель Старший, Бруно, Веронезе, Генрих VIII, Грюневальд, Джорджоне, Дюрер, Кальвин, Кардано, Карл V, Коперник, Леонардо да Винчи, Лойола, Лютер, Макиавелли, Меланхтон, Микеланджело, Монтень, Мор, Палестрина, Парацельс, Рабле, Рафаель, Ронсар, Сервантес, Суарес, Тассо, Телезио, Тереза Авильская, Тинторетто, Тициан, Франциск I, Цвингли, Шекспир, Эль Греко, Эразм Роттердамский.

7. XVII век.
Абсолютистские монархии. Становление ранних форм капитализма. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Утопии. Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. Ньютон и его картина мира. Индивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности.

"Век философов". Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна" Паскаля. Борьба рационализма и эмпиризма. Синтез Лейбница. Эстетическая реформа: перспектива в живописи, классицизм и барокко, театр. Рациональная норма и динамика вещества - творческие интуиции века. Технические избретения: ткацкий станок, прокатный стан, паровая машина.

Персоналии: Беркли, Бернини, Бейль, Бёме, Бойль, Борромини, Буало, Бэкон, ВанДейк, Веласкес, Вермеер, Галилей, Гарвей, Гоббс, Гриммельсгаузен, Гроций, Гук, Гюйгенс, Декарт, Донн, Кальдерон, Кампанелла, Караваджо, Кеплер, Коменский, Корнель, Кромвель, Лабрюйер, Ларошфуко, Левенгук, Лейбниц, Ленотр, Локк, Лопе де Вега, Лоррен, Люлли, Мальбранш, Марино, Милтон, Мольер, Монтеверди, Мурильо, Непер, Ньютон, Паскаль, Пёрселл, Пуссен, Пуфендорф, Расин, Рембрандт, Ришелье, Рубенс, Скарлатти А., Спиноза, Сурбаран, Тирсо де Молина, Фенелон, Фрескобальди, Хальс, Янсений.

8. Культура Московской Руси в контексте общеевропейской культуры.
Церковь и государство. Культурная роль русского монашества. Осифляне и нестяжатели. Ереси как феномен религиозной культуры. Идеология "Третьего Рима". Царствование Ивана Грозного как раскол политической культуры России. Религиозный раскол XVII в.

Просвещение, письменность, книгопечатание. Путешествия и контакты с миром. Литература и политическая публицистика. Искусство.

Часть вторая

9. XVIII век. Феномен Просвещения: свет и тени.
Энциклопедизм как культурный феномен. Литература и музыка - эстетические доминанты века. "Bildungsroman". Масонство и оккультизм. Феномен авантюризма. Салон и клуб. Морфологические особенности рококо. Эволюция классицизма. Сентиментализм. История и Природа - новые мифы эпохи. Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы эпохи. Промышленная революция в Англии. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха.

Персоналии: Бах, Беккария, Бёрк, Бернс, Бернулли, Блейк, Бошкович, Буше, Бюффон, Ватто, Вивальди, Вико, Винкельман, Вольтер, Гайдн, Галиани, Гальвани, Гаман, Гейнсборо, Гельвеций, Гендель, Гердер, Гершель, Гиббон, Глюк, Гойя, Голдсмит, Гольбах, Гольдони, Гоцци, Гудон, Даламбер, Дефо, Дидро, Кавендиш, Казанова, Камерон, Каналетто, Лавуазье, Лагранж, Лафатер, Лесаж, Лессинг, Линней, Лихтенберг, Ломоносов, Мальтус, Месмер, Монтескье, Моцарт, Новиков, Перголези, Пиранези, Прево, Радищев, Рамо, Руссо, Сад, Сведенборг, Свифт, Скарлатти Д., Смит, Стерн, Трезини, Тьеполо, Тюрго, Уатт, Уолпол, Уолстонкрафт, Филдинг, Фрагонар, Франклин, Хогарт, Шарден, Шеридан, Шодерло де Лакло, Эйлер, Юм, Якоби.

10. Великая Французская революция.
Революция как культурная эпоха и "прафеномен" новейшего времени.

Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа.

Персоналии: Бомарше, Давид, Дантон, Леду, Марат, Мирабо, Робеспьер.

11. Культурная революция в Германии.
Тезис Шлегеля о трех событиях эпохи (французская революция, наукоучение Фихте, "Вильгельм Мейстер" Гете). Музыкальная революция Венской школы. Немецкая классическая философия. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества.

12. XIX век.
Зрелый капитализм и его политические структуры. Парламентаризм. Его консервативные, либеральные и радикальные оппоненты. Феномен терроризма. Рабочее движение. Формирование “газетной империи”.

Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропология, позитивизм, социализм. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки.

Экспансия музыки. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Поздний романтизм, натурализм, бидермейер. Эклектизм и неостили.

Персоналии: Байрон, Бальзак, Беллини, Берлиоз, Бодлер, Брамс, Вагнер, Вебер, Верди, Верн, Вордсворт, Гейне, Гизо, Гобино, Гонкуры братья, Готье, Гюго, Дарвин, Делакруа, Диккенс, Домье, Доницетти, Дюма-отец, Жерико, Карлейль, Китс, Кольридж, Конт, Курбе, Кьеркегор, Леопарди, Ламарк, Ламартин, Ламенне, Лассаль, Лист, Максвелл, Маркс, Мен де Биран, Мендель, Мериме, Местр Ж. де, Милль, Мюссе, Нерваль, По, Прудон, Ренан, Рикардо, Риман, Россини, Санд, Сен-Симон, Сент-Бёв, Скотт, Спенсер, Сталь, Стендаль, Теккерей, Тёрнер, Тэн, Фарадей, Фейербах, Флобер, Шатобриан, Шелли, Шопен, Шопенгауэр, Штраус Д., Шуберт, Шуман.

13. Культура Россиийской Империи в контексте общеевропейской культуры.
Реформы Петра. Русский европеизм. Реформы образования. Появление "интеллигенции". Феномен " пугачевщины ". Расцвет культуры в первой половине XIX в. Доминирование литературы. Реформы Александра II и их следствие: политическое и культурное расслоение России. Культура "серебряного века".

14. Культура рубежа XIX - XX вв.
Переломные феномены века: Вагнер, Ницше, франко-прусская война, Парижская коммуна. "Конец века". Морфология его культурного сознания. Символизм, импрессионизм, "декаданс", неоромантизм. Тезис "Назад к Канту". Начало века. Модерн. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Теория относительности. Генетика. Теория множеств. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники.

Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард начала XX в. Кризис романа: Пруст, Джойс, Андрей Белый. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники.

Персоналии: Аполлинер, Белый, Бергсон, Валери, Ван Гог, Верлен, Гауди, Гоген, Григ, Д’Аннунцио, Дебюсси, Дега, Дильтей, Дягилев, Золя, Ибсен, Гауптман, Киплинг, Малер, Малларме, Мане, Маринетти, Метерлинк, Моне, Мопассан, Ницше, Равель, Резерфорд, Рембо, Ренуар, Роден, Сати, Сезанн, Сен-Санс, Скрябин, Стриндберг, Уайльд, Фреге, Фрейд, Эдисон.

15. XX век.
Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив "отчуждения". Столкновение рационализма и неомифологии. Распад империй. Осмысление трагедии: 20-е гг. Кризис классических структур западной цивилизации. Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия.

Культурная мифология тоталитарных режимов. Опыт сопротивления и его уроки.

Персоналии: Арто, Барт К., Барток, Беккет, Берг, Бергман, Бонхёффер, Бор, Борхес, Брак, Брехт, Бриттен, Бультман, Вебер М., Веберн, Винер, Висконти, Витгенштейн, Гейзенберг, Гессе, Гёдель, Гриффит, Гуссерль, Джойс, Дали, Дисней, Ионеско, Йитс (Йейтс), Камю, Кейдж, Клодель, Кандинский, Кантор, Кафка, Кейнс, Кокто, Кюнг Х., Леви-Стросс, Лоуренс (Лоренс), Малевич, Манн Т., Маритен, Марсель, Матисс, Мейерхольд, Мис ван дер Роэ, Музиль, Мур, Набоков, Оруэл, Пендерецкий, Пиаже, Пикассо, Пиранделло, Планк, Прокофьев, Пруст, Рассел, Рахманинов, Ренуар Ж., Рильке, Роб-Грийе, Росселини, Саррот, Сартр, Сент-Экзюпери, Сибелиус, Соссюр, Стравинский, Тиллих, Уорхол, Уэллс, Феллини, Ферми, Фолкнер, Хайдеггер, Хаксли, Хемингуэй, Честертон, Эйзенштейн, Эйнштейн, Эко, Элиот, Шагал, Шёнберг, Шостакович, Шоу, Шпенглер, Штокхаузен, Штраус Р., Юнг, Якобсон Р., Ясперс.

16. Культура Европы второй пол. XX в.
Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контр-культура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда.

Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. "Зеленое" движение. Энергетический кризис. Информационная революция. Кризис коммунистического мира. "Конец нового времени". Постмодерн. Приметы будущего.

Приложения

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.