ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Основные стратегии гуманитарного знания

 

Основные стратегии гуманитарного знания

А.М. Перлов, кандидат исторических наук

Аннотация

Учебный курс "Основные стратегии гуманитарного знания" рассчитан на преподавание в течение двух учебных семестров (28 часов лекционных и 14 часов аудиторных семинарских занятий в первом семестре и 14 часов аудиторных семинарских занятий во втором семестре, соответствующих лекционному курсу "Методология гуманитарного знания"). В конце первого семестра проводится экзамен, после второго семестра - дифференцированный зачет.

В рамках учебного курса предполагается знакомство с основными гносеологическими традициями в гуманитарном знании. На материале текстов, принадлежность которых к корпусу гуманитарных обычно не оспаривается, делается попытка определить основные параметры гуманитарного знания: стремление учесть фактор значимости предмета для человека-исследователя; неспособность наблюдателя к бесстрастному изучению; легитимацию общезначимости знания на основе гипотезы о конгениальности субъекта и объекта исследования. Среди "классических" стратегий гуманитаристики разбираются дедуктивно-спекулятивная (на примере немецкого идеализма), позитивистская (преимущественно на французском материале XIX века), романтически-интуитивистская (с опорой на концепции А. Шопенгауэра и В. Дильтея). Применительно к рубежу XIX и XX веков можно говорить об оформлении критической и саморефлективной ориентации гуманитарного знания: подобные тенденции могут быть прослежены у самого широкого круга авторов от неокантианства и социологии знания до прагматизма, критического рационализма и постпозитивизма. Семинарские занятия первого семестра соответствуют лекционному материалу; во втором семестре, предполагается подробнее изучать концепции авторов, принадлежавших к структуралистской и постструктуралистской исследовательской программам.

Содержание методологических концепций классических или современных авторов интерпретируется с точки зрения его обусловленности как когнитивными, так и внетеоретическими (социальными, психологически-экзистенциальными и т.п.) факторами. Особое внимание уделяется специфически гуманитарным характеристикам логики, аксиоматики и литературной формы гносеологических текстов. На семинарах предполагается сочетание доксографического пересказа, воспроизводящего основные положения концепции разбираемого автора, с критическим анализом, позволяющим реконструировать предпосылки возникновения и границы функционирования представленного в исследуемых текстах содержания. Опробованные на семинарах методики описания и анализа философских и методологических текстов могут быть применены слушателями в их собственных гуманитарных исследованиях.

Основную часть предлагаемой программы курса составляют планы семинарских занятий, в значительной степени облегчающие понимание и лекционного материала.

Курс "Основные стратегии гуманитарного знания" непосредственно примыкает к лекционному курсу "Методологии гуманитарного знания" и во многих сюжетах перекликается с курсами по истории философии нового времени, истории философии XX века, истории и теории европейской культуры, курсами введения в историю (источниковедения) и введения в литературоведение.

Темы лекций

I. Введение. Определение гуманитарного знания. Логика ключевых категорий европейской гносеологии. Гуманитарное знание как массив, расположенный в поле напряжения между предметным и рефлексивным полюсами интеллектуальной деятельности.

II. Оформление новоевропейского гуманитарного знания. Изменения в жизни европейских интеллектуалов XVI-XVII веков. Декартовский идеал познания и социальная физика. Концепция Д. Вико: стремление гуманитарного знания к методологической самостоятельности; характерные черты и функциональные штампы гуманитарных теорий.

III. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке. Английский эмпирический скептицизм и оптимистический рационализм Просвещения. Антропологические концепции И. Гердера и В. фон Гумбольдта.

IV. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания. Кантовское понимание вопроса о возможности (гуманитарного) познания. Понятие интеллектуальной стратегии и спекулятивно-логический способ познания (на примере Гегеля). Марксистская форма гегельянства.

V. Позитивизм. Возникновение позитивистского направления: важнейшие представители, сочинения, этапы и институциональные формы. Позитивистский идеал науки: максимально детализированная познавательная процедура. Недостатки, проблемы, крах и неискоренимость позитивизма.

VI. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания. Иррационалистическая ревизия немецкого идеализма (А. Шопенгауэр). Интуиция и "вживание" как средства познания в герменевтике В. Дильтея, и попытки снабдить субъективный опыт методологической общезначимостью.

VII. Оформление классического идеала гуманитарного знания. Баденская школа неокантианства. Понятие "культуры" как универсального (и сконструированного) пространства гуманитарного исследования.

VIII. Макс Вебер. Неокантианское наследство и принцип конструктивного использования собственной культурно-исторической ограниченности. Элементы спекулятивной, позитивистской, и интуитивистской стратегий в методологии М. Вебера.

IX. Прагматизм. Параллели между американским прагматизмом и европейской философией. Проблема субъект-объектного отношения в прагматизме.

X. Аналитическая философия неопозитивистов и ее проекция на гуманитарное знание. Кризис европейской рациональности до и после первой мировой войны. Разработка лингвистического эталона точного гуманитарного знания. Аналитические философии гуманитарных наук (на примере истории).

XI. Критика аналитической философии. Британские концепции лингвистического анализа. Теория фальсификации К. Поппера. Логика критики неопозитивизма со стороны феноменологии и психоанализа.

XII. Социология знания. Логика социологического подхода к содержанию знания. Варианты социологических исследований: критика "идеологии" (К. Маннгейм) и эмпирическое исследование научного сообщества (Р. Мертон, Т. Кун). Современное состояние социологии знания.

 

Предполагается, что каждая тема должна освещаться на одной лекции, а знакомство с необходимыми для освоения предмета источниками и литературой будет осуществляться при помощи семинарских занятий. Список источников и литературы, по темам, не затрагиваемым в семинарах, приводится в общем списке, прилагаемом к данной программе.

Темы семинарских занятий

Первый семестр.

  1. Первые попытки определить гуманитарное пространство: Вико.
  2. Гегелевское решение вопроса о возможности познания: отождествление исследователя и предмета как исторических проявлений абсолютного духа-разума.
  3. Позитивизм. Конкретизация индуктивной научной процедуры в ущерб метафизическим постановкам вопросов.
  4. Интуитивистский подход в гуманитарном исследовании.
  5. Неокантианство. Разработка пространства взаимосвязанных культурных ценностей как корректной сферы деятельности гуманитария.
  6. Вебер. Пример синтеза различных исследовательских стратегий и соответствующего теоретического осмысления.

Второй семестр.

  1. Развитие философии науки и социологии науки в ХХ веке: понимание невозможности поступательно накапливать доказательное знание.
  2. Соотношение аналитических и интуитивистских моментов в современном гуманитарном исследовании.
  3. Структурализм: пример исследовательской программы, успешно сочетающей научные и философские амбиции.
  4. Методологическая программа М. Фуко: разоблачение формы, содержания и возможности собственной мысли.
  5. Гуманитарное знание второй половины ХХ века: попытки преодолеть субъектно-объектную дихотомию на материале постструктуралистской социологии.
  6. Некогнитивные аспекты гуманитарного знания на фоне ситуации постмодерна.

Приложения

Планы семинарских занятий
Источники и литература

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.