Лекции
курса А.В. Толстого "Изобразительное искусство XX века. Дискурсы, течения, имена"
Первый семестр |
 |
Введение.
Основная проблематика искусства ХХ столетия.
Многообразие художественных картин мира, противоречивость художественного процесса.
Расширение границ художественной деятельности.
Появление большого числа новых, ранее неизвестных, направлений и течений.
Различная интенсивность художественных поисков в первой трети, в середине и в конце ХХ века.
1. Истоки и предпосылки символизма и модерна в западноевропейском искусстве XIX в.
Немецкие романтики: Филипп-Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих.
Братство “Назарейцев” (Фридрих Овербек, Феликс Пфор) и его последователи (Альфред Ретель и др.)
Романтизм в Англии. Уильям Блейк.
“Братство Прерафаэлитов” (Данте-Габриэль Россетти, Уильям Хант, Джон Эверет Миллес).
Непосредственные предшественники модерна и символизма в западноевропейском искусстве второй половины и конца XIX в.
Германия: Творчество Ханса фон Маре, Арнольда Беклина.
2. Символизм и стиль модерн в западноевропейском искусстве на рубеже XIX и XX вв.
Франция: творчество Гюстава Моро, Пьера Пюви де Шаванна, Одилона Редона.
Винсент Ван Гог.
Поль Гоген и Понт-Авенская школа. Поиски нового синтеза искусств.
Группа “Наби” (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Аристид Майоль и др.).
Англия: творчество Обри Бердсли. Уильям Моррис и “Движение искусств и ремесел”.
Австрия: творчество Густава Климта и Венский Сецессион.
Германия: Франц фон Штук и Мюнхенский Сецессион. Раннее творчество Василия Кандинского.
Швейцария: Фердинанд Ходлер.
Бельгия: Джеймс Энсор, Филисьен Ропс.
Северная Европа: Аксели Галлен-Каллела. Эдвард Мунк и канун экспрессионизма.
Традиция и экспрессия в скульптуре эпохи символизма и модерна. Творчество Огюста Родена, Аристида Майоля, Антуана Бурделя.
Стиль модерн в журнальной графике, афише и декоративном искусстве рубежа столетий.
Афиши Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мюша.
Журнальная графика Т.Т. Хайне, Филисьена Ропса, Альфреда Кубина, Франтишека Купки.
Оформление журналов “Pan”, “Jugend”, “Ver Sacrum”, “Revue Blanche”, “Studio”, “The Yellow Book” и др.
Проекты зданий и интерьеров Чарльза Макинтоша, Анри Ван де Вельде, Йозефа Хофмана, Отто Вагнера, Эктора Гимара.
Ювелирные изделия Рене Лалика и фирмы “Tiffany”.
3. Предпосылки стиля модерн в России. Национально-романтическая тенденция в русском модерне.
Абрамцевский художественный кружок С.И. Мамонтова (1870 - 1890-е). Столярные и гончарные мастерские.
Работа художников - станковистов в прикладных видах искусства и в сценографии.
Творчество Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Нестерова, Андрея Рябушкина, Константина Коровина.
Талашкино М.В. Тенишевой и его художественная среда (1890-е - начало 1900-х).
Творчество Сергея Малютина и других мастеров.
4. Стиль модерн и символизм в России.
Творчество Михаила Врубеля и своеобразие преломления в нем проблематики символизма и модерна.
Творческий путь Валентина Серова и синтез художественных приемов - от импрессионизма до модерна.
Деятельность общества “Мир искусства” (1899 - 1903 и 1911 - 22) и одноименного журнала (1898 - 1904).
Исторические стилизации и эстетизм в творчестве Александра Бенуа, Константина Сомова, Льва Бакста, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Николая Рериха, Ивана Билибина, Александра Головина, позже - Кузьмы Петрова-Водкина.
Разнообразие творческих манер мирискусников. Творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря и др.
Выставки, антрепризы, книжные и журнальные иллюстрации и оформление, сценография. “Русские сезоны” в Европе (1909 - 1929).
Судьбы художников “Мира искусства” в эмиграции. Выставки под его именем в Париже (1921 и 1927).
Творчество Виктора Борисова-Мусатова и проблемы символизма в живописи.
Выставка “Алая роза” (1904, Саратов) и начало формирования новой группы художников-символистов.
Деятельность общества “Голубая Роза” (1907 - 09).
Музыкально-ассоциативная линия символизма в творчестве Павла Кузнецова, Петра Уткина, Николая Милиоти.
Поиски выразительности через гротеск и цветовую интенсивность в искусстве Николая Крымова, Мартироса Сарьяна, Николая Сапунова, Сергея Судейкина и др.
Журналы символистов: “Весы” (1904 - 09), “Золотое Руно” (1906 - 09), “Искусство” (1905), “Аполлон” (1909 - 1917) и их художественное оформление.
5. Экспрессионизм в западноевропейском искусстве.
Германия:Группа “Мост” в Дрездене (1905 - 10).
Творчество Эрнста-Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Макса Пехштейна, Карла Шмидта-Ротлуффа, Эмиля Нольде.
Поиски живописной выразительности через гротеск и интенсивность цветового строя.
Новое общество художников (1909 - 10) и группа “Синий Всадник” (1911 - 12) в Мюнхене (Василий Кандинский, Алексей Явленский, Франц Марк, Август Макке, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Арнольд Шенберг и др.).
Альманах “Синий всадник” (1912) и выставки группы (1911 - 12).
Поиск экспрессии через цвет и динамику. Теория духовности в искусстве Кандинского. Переход к беспредметной живописи.
Журнал и галерея “Штурм” (с 1910) как один из центров интернационального авангарда.
Социальное направление в немецком экспрессионизме: Кетэ Кольвиц, Макс Бекман, Отто Дикс, Георг Гросс.
Связь социального экспрессионизма и социально ориентированного дадаизма.
Экспрессионизм и скульптура. Творчество немецких скульпторов Эрнста Барлаха, Вильгельма Лембрука.
Франция:Фовизм (1905 - 08).
Творчество Анри Матисса, Альбера Марке, Андрэ Дерена, Жоржа Руо, Рауля Дюфи, Мориса де Вламинка, Кеса ван Донгена и др.
Раннее творчество Жоржа Брака. Интенсивность цветового стоя в сочетании с упрощением формы.
Фовисты во второй половине 1910-х годов.
Интерес к конструированию пространства в творчестве Матисса и Дерена, экспрессия Руо и Вламинка, декоративизм Дюфи и ван Донгена.
6. Неопримитивизм и истоки авангарда в России.
Выставки “Салон Золотого Руна” (1908 и дважды - 1909) и “Салон Владимира Издебского” (1909 - 10) - первые демонстрации новых направлений в русском и западном искусстве одновременно.
Роль собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова в формировании представлений о современном зарубежном искусстве в профессиональных художественных кругах российских столиц.
Общество “Бубновый валет” (Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Александр Куприн и др.).
Соединение традиций европейского постимпрессионизма и городского российского фольклора. Международные выставки Общества.
Творчество Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Опора на национальный фольклор и примитив.
Группа “Ослиный хвост” - “Мишень” (1912 - 13).
Творчество Александра Шевченко, Михаила Ле-Дантю, Кирилла и Ильи Зданевичей, раннее творчество Казимира Малевича.
Открытие самобытного творчества Нико Пиросмани.
Экспрессионистические тенденции в русской живописи 1910-х годов. Творчество Павла Филонова, Марка Шагала и др.
7. Кубизм в Западной Европе и его эволюция. Орфизм. Футуризм.
Кубизм. Истоки и начало кубизма. Интерес к примитивам и экзотическим культурам. “Таможенник” Анри Руссо и другие “наивы”.
Творчество Пабло Пикассо, Жоржа Брака. Своеобразие кубизма Фернана Леже.
Этапы кубизма (аналитическая, синтетическая, декоративная).
Попытка ввести фактор времени и движения в живопись.
Принцип симультанности (совмещение нескольких точек зрения на одну форму в единицу времени).
Расширение кубизма как художественного течения. Группа “Де Пюто” (1910 - 14) и “Салон Золотого Сечения” (1912).
Творчество Альбера Глеза, Жана Меценже, Анри Ле Фоконье, Хуана Грис, Роже де ла Френе, Жака Вийона и др.
Кубизм и скульптура. Творчество Жана Дюшан-Вийона и выходцев из Восточной Европы: Жака Липшица, Осипа Цадкина, Ханны Орловой, Константина Бранкузи (Брынкуша).
Пластика посткубизма в творчестве Александра Архипенко, Антона Певзнера, Наума Габо.
Орфизм. Музыкальные ассоциации свободных форм и цветов. Творчество Робера и Сони Делоне.
Соединение движения и цвета в работах Франка Купки, Леопольда Сюрважа.
Футуризм. Апология техники и скорости. Манифесты футуристов в Италии.
Филиппо-Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Джино Северини, Умберто Боччони и др.
Влияние кубизма и футуризма. Раннее творчество Марселя Дюшана.
8. Искусство авангарда в России. Кубизм и кубофутуризм. Супрематизм. Конструктивизм.
Динамичное становление авангарда в русском искусстве: совмещение нескольких направлений в одном.
Кубизм и кубофутуризм. Казимир Малевич, Иван Клюн, Любовь Попова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Давид Бурлюк и др.
Постановка музыкальной драмы “Победа над Солнцем” (1913) как кульминация авангардных поисков 1910-х годов.
Супрематизм и обретение беспредметной формы: Казимир Малевич. Его теория. Группа УНОВИС в Витебске (нач.1920-х). Николай Суетин, Илья Чашник.
Конструктивизм. Владимир Татлин, Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий, Александр Веснин.
Участие художников авангарда в художественной жизни после октябрьской революции.
Теоретическая и педагогическая деятельность сотрудников ВХУТЕМАСа. Институт Художественной культуры (ИНХУК).
Конфликт “станковистов” и “производственников” в начале 1920-х годов.
Эскизы костюмов и тканей Л. Поповой, В. Степановой и других. Архитектурные проекты Малевича, Лисицкого. Супрематизм в фарфоре.
9. Геометрическая абстракция и функционализм в Западной Европе (1920-е - 1930-е годы).
Голландия: Пит Мондриан (“неопластицизм”), группа “Де Стейл”.
Германия: Система профессионального обучения и теоретические разработки сотрудников Баухауза (Веймар и Дессау).
Франция: Новые рациональные принципы организации пространства и построения формы в деятельности группы “Эспри Нуво”.
Пуризм как антикубизм и живописное творчество Пьера Эдуара Жаннере (Ле Корбюзье).
“Интернациональный стиль” в дизайне и архитектуре.
10. Дадаизм в Европе и Америке.
Абсурдизм в искусстве и литературе. Истоки и начало движения Дада.
Тристан Тцара и кабаре “Вольтер” в Цюрихе, галерея Альфреда Штиглица в Нью Йорке (вторая половина 1910-х годов).
Расширение движения: акции дадаистов в Германии и Франции. Альманахи “Дада”.
Творчество Марселя Дюшана и абсурдистские объекты “реди-мэйд”. Франсис Пикабия, Ман Рей, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Макс Эрнст и др.
Особенности саморепрезентации дадаистов. Коллажи, объекты, скандальные выставки.
Социально-критическое направление в дадаизме. Объекты и коллажи Рауля Хаузманна.
Антифашистские фотомонтажи Георга Гросса, Джона Хартфилда.
11. Искусство Западной Европы и США в 1920-е - 1930-е годы.
Стиль “Ар Деко” в архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве Западной Европы и США.
Попытка создания нового универсального и синтетического “стиля эпохи”, соединяющего изысканность модерна с энергией и динамикой кубизма и орфизма.
Убранство интерьеров, конструирование предметов, декоративные панно и витражи. Мода на экзотику.
“Новая вещественность” в живописи (Германия, Бельгия, Франция).
Сочетание декоративизма с экспрессивным гротеском и социальной критикой.
Неоклассицизм в творчестве Пикассо, Матисса и других представителей авангарда 1910-х годов.
Их творческая эволюция в последующие десятилетия (1940-е - 1960-е годы).
“Парижская школа”: Амадео Модильяни, Моисей Кислинг, Фужита, Диего Ривера, Жюль Паскин, Марсель Громер, Андре Дюнуайе де Сегонзак, Морис Утрилло.
Выходцы из России: Марк Шагал, Хаим Сутин, Хана Орлова и другие обитатели Монпарнаса.
Проблемы художественной эмиграции из России после революции.
Метафизическая живопись: Соединение неоклассики с абсурдом.
Творчество Джорджо де Кирико, Карло Карра и др. Натюрморты Джорджо Моранди.
12. Сюрреализм в западном искусстве.
Предпосылки и теория сюрреализма.
Андре Бретон, его “Манифест сюрреализма” (1924) и другие теоретические сочинения.
Практика сюрреализма в искусстве и литературе.
Обращение к подсознанию и принцип “автоматизма” в творчестве”. Журнал “Сюрреалистическая революция” (с 1925).
Первая выставка сюрреалистов (1925). Участие П. Пикассо, П. Клее, Х. Арпа, Дж. Де Кирико, М. Эрнста, а также Андрэ Массона, Хуана Миро.
Творчество Ива Танги.
Принцип “реальности ассоциативных форм” и прием “обманки”. Эротизм. Творчество Рене Магритта, Поля Дельво.
Эволюция Сальвадора Дали.
Политические интересы сюрреалистов. Журнал “Сюрреализм на службе революции” (1930 - 33).
Сюрреализм и скульптура. Творчество Генри Мура, Альберто Джакометти, Хуана Миро.
Сюрреалистические объекты Дали, Мерет Оппенгейм и др.
13. Искусство Советской России и CCCP (1917 - 1991). Российское искусство 1990-х годов.
Культурная политика советской власти. Политизация искусства.
Искусство первых лет советской власти: агитплакат, агитфарфор, монументальная пропаганда 1920-х гг.
Живопись, графика и скульптура основных группировок 1920-х годов: АХХР, ОСТ, 4 искусства, ОМХ и их основные представители.
Эмиграция художников и деятелей искусства из СССР (три волны: послереволюционная, в результате Второй мировой войны и в 1970-х - 1980-х годах).
Теория и практика соцреализма 1930-х - 1950-х годов.
Аналогичные явления в искусстве фашистской Италии и нацистской Германии того же периода.
Сходства и несходства советского и европейского тоталитарного искусства.
Эволюция соцреализма в 1960-е - 1980-е годы.
Творчество мастеров авангарда в конце 1920-х - 1930-х и в последующие годы: П. Филонов, В. Татлин, поздний К. Малевич.
Альтернативы соцреализму: 1930-е - 1940-е годы (Михаил Нестеров, Павел Корин и др.).
1950-е - 1980-е годы (возникновение неофициального искусства, художественный “нон-конформизм”).
История нон-конформистского движения: закрытые и “бульдозерные” выставки. Эмиграция.
Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.
Новейшие направления в российском искусстве 1990-х гг. Соперничество направлений.
Творчество мастеров - традиционалистов и деятельность бывших участников художественного андерграунда.
Илья Глазунов и Илья Кабаков как два полюса современной ситуации в искусстве России.
14. Развитие авангардных и поставангардных направлений в Западной Европе и США (1945 - 1980).
Новейшие направления (1980-е - 1990-е). Проблемы постмодернизма.
Абстрактный экспрессионизм и Джексон Поллок.
Варианты беспредметной экспрессии в творчестве группы “КОБРА” (Голландия, Бельгия), Жана Дюбюффе, Марка Ротко, Виллема де Куннинга и других мастеров.
Поп-арт и использование шаблонов массовой культуры.
Творчество Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна, Тома Вассельмана, Джеймса Розенквиста, Ричарда Хэмилтона, Джоржа Сигала и других мастеров.
Влияние поп-арта: гипперреализм (фотореализм).
Фотография и современное искусство. Творчество Дэвида Хокни.
Оп-арт: использование оптических эффектов (Виктор Вазарели и др.).
Концептуализм: Джозеф Кошут и др. Произведение искусства как текст.
Концептуальный объект и инсталляция. Соединение статики и динамики.
Мобили Александра Кальдера. Гюнтер Юккер, Жан Тэнгли, Никки де сан Фаль, Янис Куннелис, Марио Мерц и другие.
Художественные акции, хэппенинги и перформансы. Ив Кляйн, Нам Джун Пайк и др. Фото, кино и видеофиксация действия.
Видеоарт. Проникновение видеоизображения в структуру произведения.
Трансавангард и движение “Новых диких”: возвращение к живописи.
Сандро Киа, Франческо Клементе и др. (Италия); Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Зигмар Польке и др. (Германия).
Постмодернистский синтез: от классицизма до основных направлений ХХ века.
Итоги и перспективы искусства на рубеже тысячелетий.
|