ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Изобразительное искусство XX века. Дискурсы, течения, имена > Лекции

 

Лекции
курса А.В. Толстого "Изобразительное искусство XX века. Дискурсы, течения, имена"

Первый семестр

Введение.

Основная проблематика искусства ХХ столетия. Многообразие художественных картин мира, противоречивость художественного процесса. Расширение границ художественной деятельности. Появление большого числа новых, ранее неизвестных, направлений и течений. Различная интенсивность художественных поисков в первой трети, в середине и в конце ХХ века.

1. Истоки и предпосылки символизма и модерна в западноевропейском искусстве XIX в.

Немецкие романтики: Филипп-Отто Рунге, Каспар Давид Фридрих.
Братство “Назарейцев” (Фридрих Овербек, Феликс Пфор) и его последователи (Альфред Ретель и др.)
Романтизм в Англии. Уильям Блейк.
“Братство Прерафаэлитов” (Данте-Габриэль Россетти, Уильям Хант, Джон Эверет Миллес).
Непосредственные предшественники модерна и символизма в западноевропейском искусстве второй половины и конца XIX в.
Германия: Творчество Ханса фон Маре, Арнольда Беклина.

2. Символизм и стиль модерн в западноевропейском искусстве на рубеже XIX и XX вв.

Франция: творчество Гюстава Моро, Пьера Пюви де Шаванна, Одилона Редона.
Винсент Ван Гог.
Поль Гоген и Понт-Авенская школа. Поиски нового синтеза искусств.
Группа “Наби” (Морис Дени, Поль Серюзье, Пьер Боннар, Эдуар Вюйяр, Аристид Майоль и др.).
Англия: творчество Обри Бердсли. Уильям Моррис и “Движение искусств и ремесел”.
Австрия: творчество Густава Климта и Венский Сецессион.
Германия: Франц фон Штук и Мюнхенский Сецессион. Раннее творчество Василия Кандинского.
Швейцария: Фердинанд Ходлер.
Бельгия: Джеймс Энсор, Филисьен Ропс.
Северная Европа: Аксели Галлен-Каллела. Эдвард Мунк и канун экспрессионизма.
Традиция и экспрессия в скульптуре эпохи символизма и модерна. Творчество Огюста Родена, Аристида Майоля, Антуана Бурделя.
Стиль модерн в журнальной графике, афише и декоративном искусстве рубежа столетий.
Афиши Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мюша.
Журнальная графика Т.Т. Хайне, Филисьена Ропса, Альфреда Кубина, Франтишека Купки.
Оформление журналов “Pan”, “Jugend”, “Ver Sacrum”, “Revue Blanche”, “Studio”, “The Yellow Book” и др.
Проекты зданий и интерьеров Чарльза Макинтоша, Анри Ван де Вельде, Йозефа Хофмана, Отто Вагнера, Эктора Гимара.
Ювелирные изделия Рене Лалика и фирмы “Tiffany”.

3. Предпосылки стиля модерн в России. Национально-романтическая тенденция в русском модерне.

Абрамцевский художественный кружок С.И. Мамонтова (1870 - 1890-е). Столярные и гончарные мастерские. Работа художников - станковистов в прикладных видах искусства и в сценографии.
Творчество Виктора и Аполлинария Васнецовых, Михаила Нестерова, Андрея Рябушкина, Константина Коровина.
Талашкино М.В. Тенишевой и его художественная среда (1890-е - начало 1900-х).
Творчество Сергея Малютина и других мастеров.

4. Стиль модерн и символизм в России.

Творчество Михаила Врубеля и своеобразие преломления в нем проблематики символизма и модерна.
Творческий путь Валентина Серова и синтез художественных приемов - от импрессионизма до модерна.
Деятельность общества “Мир искусства” (1899 - 1903 и 1911 - 22) и одноименного журнала (1898 - 1904). Исторические стилизации и эстетизм в творчестве Александра Бенуа, Константина Сомова, Льва Бакста, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Николая Рериха, Ивана Билибина, Александра Головина, позже - Кузьмы Петрова-Водкина. Разнообразие творческих манер мирискусников. Творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря и др.
Выставки, антрепризы, книжные и журнальные иллюстрации и оформление, сценография. “Русские сезоны” в Европе (1909 - 1929).
Судьбы художников “Мира искусства” в эмиграции. Выставки под его именем в Париже (1921 и 1927).
Творчество Виктора Борисова-Мусатова и проблемы символизма в живописи. Выставка “Алая роза” (1904, Саратов) и начало формирования новой группы художников-символистов.
Деятельность общества “Голубая Роза” (1907 - 09). Музыкально-ассоциативная линия символизма в творчестве Павла Кузнецова, Петра Уткина, Николая Милиоти. Поиски выразительности через гротеск и цветовую интенсивность в искусстве Николая Крымова, Мартироса Сарьяна, Николая Сапунова, Сергея Судейкина и др.
Журналы символистов: “Весы” (1904 - 09), “Золотое Руно” (1906 - 09), “Искусство” (1905), “Аполлон” (1909 - 1917) и их художественное оформление.

5. Экспрессионизм в западноевропейском искусстве.

Германия:Группа “Мост” в Дрездене (1905 - 10). Творчество Эрнста-Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Макса Пехштейна, Карла Шмидта-Ротлуффа, Эмиля Нольде. Поиски живописной выразительности через гротеск и интенсивность цветового строя.
Новое общество художников (1909 - 10) и группа “Синий Всадник” (1911 - 12) в Мюнхене (Василий Кандинский, Алексей Явленский, Франц Марк, Август Макке, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Арнольд Шенберг и др.). Альманах “Синий всадник” (1912) и выставки группы (1911 - 12). Поиск экспрессии через цвет и динамику. Теория духовности в искусстве Кандинского. Переход к беспредметной живописи.
Журнал и галерея “Штурм” (с 1910) как один из центров интернационального авангарда.
Социальное направление в немецком экспрессионизме: Кетэ Кольвиц, Макс Бекман, Отто Дикс, Георг Гросс. Связь социального экспрессионизма и социально ориентированного дадаизма.
Экспрессионизм и скульптура. Творчество немецких скульпторов Эрнста Барлаха, Вильгельма Лембрука.
Франция:Фовизм (1905 - 08). Творчество Анри Матисса, Альбера Марке, Андрэ Дерена, Жоржа Руо, Рауля Дюфи, Мориса де Вламинка, Кеса ван Донгена и др. Раннее творчество Жоржа Брака. Интенсивность цветового стоя в сочетании с упрощением формы. Фовисты во второй половине 1910-х годов. Интерес к конструированию пространства в творчестве Матисса и Дерена, экспрессия Руо и Вламинка, декоративизм Дюфи и ван Донгена.

6. Неопримитивизм и истоки авангарда в России.

Выставки “Салон Золотого Руна” (1908 и дважды - 1909) и “Салон Владимира Издебского” (1909 - 10) - первые демонстрации новых направлений в русском и западном искусстве одновременно.
Роль собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова в формировании представлений о современном зарубежном искусстве в профессиональных художественных кругах российских столиц.
Общество “Бубновый валет” (Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов, Александр Куприн и др.). Соединение традиций европейского постимпрессионизма и городского российского фольклора. Международные выставки Общества.
Творчество Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Опора на национальный фольклор и примитив.
Группа “Ослиный хвост” - “Мишень” (1912 - 13). Творчество Александра Шевченко, Михаила Ле-Дантю, Кирилла и Ильи Зданевичей, раннее творчество Казимира Малевича. Открытие самобытного творчества Нико Пиросмани.
Экспрессионистические тенденции в русской живописи 1910-х годов. Творчество Павла Филонова, Марка Шагала и др.

7. Кубизм в Западной Европе и его эволюция. Орфизм. Футуризм.

Кубизм. Истоки и начало кубизма. Интерес к примитивам и экзотическим культурам. “Таможенник” Анри Руссо и другие “наивы”.
Творчество Пабло Пикассо, Жоржа Брака. Своеобразие кубизма Фернана Леже. Этапы кубизма (аналитическая, синтетическая, декоративная). Попытка ввести фактор времени и движения в живопись. Принцип симультанности (совмещение нескольких точек зрения на одну форму в единицу времени).
Расширение кубизма как художественного течения. Группа “Де Пюто” (1910 - 14) и “Салон Золотого Сечения” (1912). Творчество Альбера Глеза, Жана Меценже, Анри Ле Фоконье, Хуана Грис, Роже де ла Френе, Жака Вийона и др.
Кубизм и скульптура. Творчество Жана Дюшан-Вийона и выходцев из Восточной Европы: Жака Липшица, Осипа Цадкина, Ханны Орловой, Константина Бранкузи (Брынкуша). Пластика посткубизма в творчестве Александра Архипенко, Антона Певзнера, Наума Габо.
Орфизм. Музыкальные ассоциации свободных форм и цветов. Творчество Робера и Сони Делоне.
Соединение движения и цвета в работах Франка Купки, Леопольда Сюрважа.
Футуризм. Апология техники и скорости. Манифесты футуристов в Италии. Филиппо-Томмазо Маринетти, Джакомо Балла, Джино Северини, Умберто Боччони и др.
Влияние кубизма и футуризма. Раннее творчество Марселя Дюшана.

8. Искусство авангарда в России. Кубизм и кубофутуризм. Супрематизм. Конструктивизм.

Динамичное становление авангарда в русском искусстве: совмещение нескольких направлений в одном.
Кубизм и кубофутуризм. Казимир Малевич, Иван Клюн, Любовь Попова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Давид Бурлюк и др.
Постановка музыкальной драмы “Победа над Солнцем” (1913) как кульминация авангардных поисков 1910-х годов.
Супрематизм и обретение беспредметной формы: Казимир Малевич. Его теория. Группа УНОВИС в Витебске (нач.1920-х). Николай Суетин, Илья Чашник.
Конструктивизм. Владимир Татлин, Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий, Александр Веснин.
Участие художников авангарда в художественной жизни после октябрьской революции.
Теоретическая и педагогическая деятельность сотрудников ВХУТЕМАСа. Институт Художественной культуры (ИНХУК).
Конфликт “станковистов” и “производственников” в начале 1920-х годов. Эскизы костюмов и тканей Л. Поповой, В. Степановой и других. Архитектурные проекты Малевича, Лисицкого. Супрематизм в фарфоре.

9. Геометрическая абстракция и функционализм в Западной Европе (1920-е - 1930-е годы).

Голландия: Пит Мондриан (“неопластицизм”), группа “Де Стейл”.
Германия: Система профессионального обучения и теоретические разработки сотрудников Баухауза (Веймар и Дессау).
Франция: Новые рациональные принципы организации пространства и построения формы в деятельности группы “Эспри Нуво”. Пуризм как антикубизм и живописное творчество Пьера Эдуара Жаннере (Ле Корбюзье). “Интернациональный стиль” в дизайне и архитектуре.

10. Дадаизм в Европе и Америке.

Абсурдизм в искусстве и литературе. Истоки и начало движения Дада. Тристан Тцара и кабаре “Вольтер” в Цюрихе, галерея Альфреда Штиглица в Нью Йорке (вторая половина 1910-х годов).
Расширение движения: акции дадаистов в Германии и Франции. Альманахи “Дада”. Творчество Марселя Дюшана и абсурдистские объекты “реди-мэйд”. Франсис Пикабия, Ман Рей, Ханс Арп, Курт Швиттерс, Макс Эрнст и др.
Особенности саморепрезентации дадаистов. Коллажи, объекты, скандальные выставки.
Социально-критическое направление в дадаизме. Объекты и коллажи Рауля Хаузманна. Антифашистские фотомонтажи Георга Гросса, Джона Хартфилда.

11. Искусство Западной Европы и США в 1920-е - 1930-е годы.

Стиль “Ар Деко” в архитектуре, прикладном и изобразительном искусстве Западной Европы и США. Попытка создания нового универсального и синтетического “стиля эпохи”, соединяющего изысканность модерна с энергией и динамикой кубизма и орфизма. Убранство интерьеров, конструирование предметов, декоративные панно и витражи. Мода на экзотику.
“Новая вещественность” в живописи (Германия, Бельгия, Франция). Сочетание декоративизма с экспрессивным гротеском и социальной критикой.
Неоклассицизм в творчестве Пикассо, Матисса и других представителей авангарда 1910-х годов. Их творческая эволюция в последующие десятилетия (1940-е - 1960-е годы).
“Парижская школа”: Амадео Модильяни, Моисей Кислинг, Фужита, Диего Ривера, Жюль Паскин, Марсель Громер, Андре Дюнуайе де Сегонзак, Морис Утрилло. Выходцы из России: Марк Шагал, Хаим Сутин, Хана Орлова и другие обитатели Монпарнаса. Проблемы художественной эмиграции из России после революции.
Метафизическая живопись: Соединение неоклассики с абсурдом. Творчество Джорджо де Кирико, Карло Карра и др. Натюрморты Джорджо Моранди.

12. Сюрреализм в западном искусстве.

Предпосылки и теория сюрреализма. Андре Бретон, его “Манифест сюрреализма” (1924) и другие теоретические сочинения. Практика сюрреализма в искусстве и литературе. Обращение к подсознанию и принцип “автоматизма” в творчестве”. Журнал “Сюрреалистическая революция” (с 1925).
Первая выставка сюрреалистов (1925). Участие П. Пикассо, П. Клее, Х. Арпа, Дж. Де Кирико, М. Эрнста, а также Андрэ Массона, Хуана Миро. Творчество Ива Танги.
Принцип “реальности ассоциативных форм” и прием “обманки”. Эротизм. Творчество Рене Магритта, Поля Дельво.
Эволюция Сальвадора Дали.
Политические интересы сюрреалистов. Журнал “Сюрреализм на службе революции” (1930 - 33).
Сюрреализм и скульптура. Творчество Генри Мура, Альберто Джакометти, Хуана Миро. Сюрреалистические объекты Дали, Мерет Оппенгейм и др.

13. Искусство Советской России и CCCP (1917 - 1991). Российское искусство 1990-х годов.

Культурная политика советской власти. Политизация искусства.
Искусство первых лет советской власти: агитплакат, агитфарфор, монументальная пропаганда 1920-х гг.
Живопись, графика и скульптура основных группировок 1920-х годов: АХХР, ОСТ, 4 искусства, ОМХ и их основные представители. Эмиграция художников и деятелей искусства из СССР (три волны: послереволюционная, в результате Второй мировой войны и в 1970-х - 1980-х годах).
Теория и практика соцреализма 1930-х - 1950-х годов. Аналогичные явления в искусстве фашистской Италии и нацистской Германии того же периода. Сходства и несходства советского и европейского тоталитарного искусства.
Эволюция соцреализма в 1960-е - 1980-е годы.
Творчество мастеров авангарда в конце 1920-х - 1930-х и в последующие годы: П. Филонов, В. Татлин, поздний К. Малевич.
Альтернативы соцреализму: 1930-е - 1940-е годы (Михаил Нестеров, Павел Корин и др.). 1950-е - 1980-е годы (возникновение неофициального искусства, художественный “нон-конформизм”). История нон-конформистского движения: закрытые и “бульдозерные” выставки. Эмиграция. Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, акционизм.
Новейшие направления в российском искусстве 1990-х гг. Соперничество направлений. Творчество мастеров - традиционалистов и деятельность бывших участников художественного андерграунда. Илья Глазунов и Илья Кабаков как два полюса современной ситуации в искусстве России.

14. Развитие авангардных и поставангардных направлений в Западной Европе и США (1945 - 1980). Новейшие направления (1980-е - 1990-е). Проблемы постмодернизма.

Абстрактный экспрессионизм и Джексон Поллок. Варианты беспредметной экспрессии в творчестве группы “КОБРА” (Голландия, Бельгия), Жана Дюбюффе, Марка Ротко, Виллема де Куннинга и других мастеров.
Поп-арт и использование шаблонов массовой культуры. Творчество Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Роя Лихтенштейна, Тома Вассельмана, Джеймса Розенквиста, Ричарда Хэмилтона, Джоржа Сигала и других мастеров. Влияние поп-арта: гипперреализм (фотореализм). Фотография и современное искусство. Творчество Дэвида Хокни.
Оп-арт: использование оптических эффектов (Виктор Вазарели и др.).
Концептуализм: Джозеф Кошут и др. Произведение искусства как текст.
Концептуальный объект и инсталляция. Соединение статики и динамики. Мобили Александра Кальдера. Гюнтер Юккер, Жан Тэнгли, Никки де сан Фаль, Янис Куннелис, Марио Мерц и другие.
Художественные акции, хэппенинги и перформансы. Ив Кляйн, Нам Джун Пайк и др. Фото, кино и видеофиксация действия.
Видеоарт. Проникновение видеоизображения в структуру произведения.
Трансавангард и движение “Новых диких”: возвращение к живописи. Сандро Киа, Франческо Клементе и др. (Италия); Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Зигмар Польке и др. (Германия).
Постмодернистский синтез: от классицизма до основных направлений ХХ века.
Итоги и перспективы искусства на рубеже тысячелетий.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.