ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Введение в литературоведение (программа семинарских занятий)

 

Введение в литературоведение
(программа семинарских занятий)

Е.И. Балаховская

Аннотация

Программа предназначена для слушателей Института европейских культур 1-го года обучения (1 семестр). Семинарские занятия соответствуют лекционному курсу по предмету “Введение в литературоведение”. Программа рассчитана на 10 часов семинарских занятий.

Содержание семинара определяется, с одной стороны, общей ориентацией слушателей института, получающих образование по специальности “Культурология”, на комплексное изучение самых разнообразных фактов культуры с точки зрения анализа содержащихся в них культурных смыслов. С другой стороны, оно обусловлено реальной ситуацией в современных исследованиях литературы, где сегодня отсутствует единая теория, которая могла бы быть положена в основу подобного семинара, а господствует индивидуальное сочетание разнообразных подходов, заданное конкретным материалом и эрудицией исследователя.

Задачи семинара:

  • наглядно продемонстрировать слушателям возможности аналитического прочтения текстов художественной литературы и необходимость такого прочтения для понимания заложенных в тексте культурных смыслов.
  • познакомить слушателей с проблемным полем дисциплин, объединенных общим, несколько расплывчатыми понятием “литературоведение”, показав, в какой мере структура этого проблемного поля определяется самим предметом исследования, а в какой - более общим контекстом современного гуманитарного знания.
  • попытаться вместе со слушателями определить специфику работы с художественной литературой как источником исследований в других дисциплинарных областях.
  • дать слушателям практические навыки анализа литературных текстов.

В качестве осевой, объединяющей все темы семинара проблемы выбрана проблема механизма образования смыслов на разных уровнях системы, которую мы называем “литературой”, от имманентных отдельному произведению через смыслы, рождающиеся при анализе различных синхронных и диахронных срезов литературы и до смыслов, возникающих в процессе функционирования литературы как социального института.

Занятие строится в форме дискуссии со слушателями, которым предлагаются вопросы, задающие общие принципы работы с текстами, библиография к каждой теме и вопросы по теме к семинару. “Драматургия” семинара строится на сопоставлении работ, написанных с разных методологических позиций, анализе стратегий, используемых их авторами, и учитывает реальное соотношение специалистов-филологов и представителей других гуманитарных дисциплин в группе.

Общие вопросы ко всем семинарам

  1. К кому обращен данный текст? Что позволяет реконструировать адресата?
  2. Какова цель автора статьи или фрагмента работы? Что он стремится показать или доказать?
  3. Как построена аргументация? Насколько она последовательна, есть ли “сбои”, нарушения логики, “темные места”? Какие?
  4. Какие возможные с Вашей точки зрения аргументы автор не использует?
  5. На кого и как ссылается пишущий? Какие из приведенных ссылок Вам известны, а какие нет?

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Понятие литературы

Литература:
Основная:

  • Женетт Ж. Вымысел и слог: fictio e dictio // Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд. им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 342 - 366.
  • Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия “художественная литература” // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 203 - 215.
  • Лотман Ю.М. Словесный изобразительный знак (образ) // Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: 1970. С. 72 - 74 или Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ.: Искусство-СПБ, 1998. С. 65 - 66.
  • Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М.: Прогресс, 1983. С. 355 - 367.
  • Якобсон Р.О.Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против”. М.: Прогресс, 1975. С. 193 - 203.

Дополнительная:

  • Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. С. 3 - 38, особ. 3 - 5, 9, 18 - 19, 33.
  • Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255 - 270.
  • Мукаржовский Я. Эстетическая функция, норма и ценность // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. С. 38 - 57.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможные способы определения литературы.
  2. В чем сходство и в чем различие в подходах к определению литературы у различных авторов?
  3. Соотношение языка в литературном произведении с языком повседневной коммуникации, научным языком.
  4. “Состав литературы” с точки зрения синхронии и диахронии
  5. Произведение литературы и литература как общественный институт.

Семинар 2. Формальная организация художественного текста и смысл

Литература:
Основная:

  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 39 - 103.
  • Хализев В.Е. Композиция. Значение термина. Повторы и вариации. Мотив // Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1998. С. 262 - 268.
  • Эткинд Е. Приращение смысла // Эткинд Е. Материя стиха. М.: Гуманитарный союз, 1998. С. 16 - 38.
  • Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: “за” и “против”. М.: Прогресс, 1975. С. 203 - 206, 215 - 228.

Дополнительная:

  • Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989.
  • Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М.: Наука, 1984.

Вопросы для обсуждения:

  1. Повторы в поэтическом тексте: их виды и смыслообразующие функции.
  2. “Автоматизация” и “деавтоматизация” как механизм создания смысла поэтического текста.
  3. Уровни поэтического текста и их взаимодействие.
  4. Композиция поэтического текста и его смысл.
  5. Сходства и различия предложенных работ Ю.М. Лотмана и Е.Г. Эткинда с точки зрения постановки проблемы и методов анализа поэтического текста.

Семинар 3. Повествование и его структуры

Литература:
Основная:

  • Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX веков. М., 1987. С. 387 - 422.
  • Гинзбург Л. О структуре литературного персонажа // Искусство слова. Сб. ст. к 80-летию Д.Д. Благого. М.: Наука, 1973. С. 376 - 388.
  • Томашевский Б.В. Фабула и сюжет // Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект пресс, 1996. С. 179 - 190.

Дополнительная:

  • а) Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 224.
  • Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. Т. 3 С. 91 - 107, особ. С. 91 - 97.
  • Шкловский В.Б. Связь сюжетосложения с общими приемами стиля // Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. С. 26 - 62.
  • б) Женетт Ж. Повестовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры. М.: Изд. им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 60 - 280.
  • Фрейденберг О.М. Метафора как будущая форма сюжетов и жанров. Генезис сюжетов. Сюжетные мотивы как действенная форма персонажа // Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С. 109 - 111, 221 - 224.

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможные принципы выделения уровней повествовательного текста.
  2. Соотношение “горизонтали” и “вертикали” в повествовательном тексте.
  3. Три уровня повествовательных текстов и единицы их описания.
  4. Соотношение логических и хронологических связей в тексте.
  5. Проблема персонажа. Возможности и границы структурного подхода.
  6. Роль уровня повествования по отношению к другим уровням.
  7. Автор и читатель в повествовательном тексте.

Семинар 4. Текст - контекст - интертекст

Литература:
Основная:

  • Гинзбург Л.Я. Поэзия действительности // Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. С. 198 - 218.
  • Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Гл. 3: Текстовые и внетекстовые структуры // Ю.М. Лотман и московско-тартуская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 200 - 234.
  • Риффатерр М. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. М., 1992. N 1. С. 17 - 41.
  • Ямпольский М. Память Тиресия. М.: Ad Marginem, 1993. С. 32 - 52.

Дополнительная:

  • Бахтин М.М. Типы прозаического слова. Слово у Достоевского // Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Глава 5. М.: Советская Россия, 1979. С. 210 - 237.
  • Лотман Ю.М. “Чужое слово” в поэтическом тексте // Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л.,1972. С. 106 - 113.
  • Пол де Ман. Гиппограмма и инскрипция // Новое литературное обозрение. М., 1993. N 2.
  • Тынянов Ю.Н. О пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 284 - 300.

Семинар 5. “Рассеивающее чтение” Р. Барта и “мотивный анализ” Б. Гаспарова: сходство и различия.

Литература:

  • Барт Р. S/Z. М.: Ad Marginem, 1994. Главы I - XIII.
  • Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 424 - 462.
  • Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита" // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1993. С. 27 - 82.
  • Гаспаров Б.М. Структура текста и культурный контекст // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: Наука, 1993. С. 275 - 303.

Вопросы:

  1. Какие единицы анализа выделяет каждый из авторов?
  2. Каким образом эти единицы соотносятся с целым текста?
  3. Каким образом соотносятся текст и внетекстовые явления?
  4. Как описываются внетекстовые явления, с которыми соотносятся элементы текста?

Практика текстового анализа

Литература:
Е. Замятин “Наводнение” (любое издание).

Задания:

  1. Вычлените повторяющиеся элементы в тексте. Каким уровням они принадлежат? Какую роль играют в повести?
  2. На примере одной из подглавок попытайтесь выделить функции (ядерные и катализаторы) и признаки ( см. статью Р. Барта “Введение в структурный анализ повествовательных текстов”). Насколько это возможно? Что обнаруживается при подобной попытке анализа?
  3. Проследите фокализацию повествования, ее изменения. Как изменение фокализации отмечает ключевые точки повествования?

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.