ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > История русской литературы XX века

 

История русской литературы XX века

Г.А. Белая, доктор филологических наук, профессор

Аннотация

Лекционный курс “История русской литературы XX века (советский период)” рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра (28 часов аудиторных занятий, в конце семестра проводится экзамен.)

Осмысление истории русской литературы советского периода осложняется на исходе XX века тем, что этот процесс протекает в период резкого кризиса русского общества, породившего в русской культуре серьезную переоценку ценностей, скепсис и нигилизм по отношению к прошлому.

Между тем, в постреволюционный период советской культуры произошли события, не только изменившие ее инфраструктуру, но и показавшие всему миру, что эти изменения носили типологический и масштабный характер: после 1917 года именно в России произошла первая лобовая встреча двух цивилизаций - одной, уходящей корнями в христианскую нравственность (русская классическая культура), и другой - названной впоследствии большевистской, типологически открывающей ряд тоталитарных культур XX века. Поэтому представляется возможным ввести ракурс, который позволил бы рассмотреть историю русской литературы советского периода как целостную систему, механизм которой порожден важнейшим процессом в социокультурной жизни XX века, - “восстанием масс” (Ортега-и-Гассет).

Важнейшим следствием его воздействия на общественное сознание стал парадоксальный процесс демократизации культуры, вызвавший к жизни не только активность “писателей-рабочих”, но и деформировавший художественное творчество писателей из образованных слоев. С этой точки зрения оказывается важным исследование проблемы литературных репутаций различных писателей; особого внимания требуют внутренние противоречия “левого” искусства, нередко отождествляемого с “русским авангардом”; внимания требует феномен амбивалентности русской советской литературы и борьба в ней на уровне поэтики “слова” и “противослова”, “идеи” и “образа” и др.

Наиболее адекватным решению этих задач представляется историко-культурный подход, который позволяет выявить исторический генезис процессов, протекавших в русской литературе после революции. Он позволяет также сосредоточить внимание на эсхатологических и утопических мотивах в русской культуре предреволюционных лет, проследить, как происходила “сшибка” утопии и реальности, как протекала смена кода в русской культуре, как формировались модели революционной культуры и как происходил процесс оттеснения гуманистической ценностной системы русской классики на периферию.

Анализ этих вопросов невозможен без постановки теоретических проблем, объясняющих длительную жизнь многих произведений (И. Бабель, М. Зощенко, Б. Пастернак, М. Булгаков и др.) во времени, их непреходящий смысл. В качестве теоретических проблем, которые могли бы стать ключевыми, автором избрана проблема художественного образа, извечной борьбы в нем “живописи” и “истолкования”, обострившейся в XX веке и особенно - в советских условиях, а также идеи М.М. Бахтина об уровнях художественного “высказывания”.

В силу того, что инфраструктура советской культуры сложилась уже в 20-е годы, оказывается возможным на материале этого периода раскрыть процесс становления и стабилизации литературы тоталитарного общества, избегая грубой политизации, отождествления литературы советского периода с тоталитарной литературой.

Отождествление политических, идеологических процессов с процессом художественного познания реальности приводит к тому, что вся русская литература советского периода зачастую сводится к литературе социалистического реализма. Между тем 1917 год не был “рождением” новой культуры; он был точкой встречи, разветвления “старой” и “новой” культур. После революции русская культура, как свойственно переломным временам, менялась, и в то же время обнаруживала устойчивость в своей приверженности ценностям русской классической литературы. Поэтому представляется необходимым начать курс с анализа кризиса в русской культуре 10-20-х гг. XX века, завершив его анализом процесса саморазрушения “замкнутой культуры” - культуры социалистического реализма.

Темы курса:

  • Феномен амбивалентности советской литературы.
  • Художественные утопии крестьянской культуры и октябрьская революция 1917 года.
  • Парадоксы демократизации культуры.
  • Величие и падение “левого” искусства в России.
  • Художественные открытия русского авангарда: трансформация мироощущения и поэтики.
  • Исторические судьбы русской классики, ее место и функции в монокультурном поле русского общества.
  • Модели революционной культуры.
  • Русская эмиграция: основные культурологические и художественные идеи. Евразийство.
  • Феномен “шестидесятничества”. “Оттепель”.
  • “Возвращенная” литература как историко-культурная проблема.
  • “Другая проза”: опрокинутый канон.

Темы лекций:

Тема 1. Введение в проблематику курса.

  1. Переоценка ценностей в современной русской культуре. Отождествление культуры тоталитарного общества с тоталитарной культурой. Социалистический реализм: химера или реальность? Споры о советской и эмигрантской культурах (“Две или одна”). Крушение литературных репутаций. Проблема вины и ответственности русской культуры за революцию.
  2. Лженаучность советских подходов к истории литературы. Идеологизация представлений об искусстве как основная посылка советского литературоведения. Анализ традиционных подходов к периодизации советского периода русской литературы.
  3. Историко-культурный принцип как один из возможных ракурсов построения курса истории русской литературы XX века (советский период). Принятый автором (в качестве доминирующего) ракурс: “Восстание масс и русская культура”. Анализ концепции работы Ортеги-и-Гассета “Восстание масс”.
  4. Февральская революция 1917 года и русская литература. Широкий спектр оценок революции в феврале-марте 1917 г. (статьи Н. Бердяева, С. Франка и др. в журнале “Русская свобода”, 1917 г.).
  5. Октябрьская революция 1917 года. Разноречивость оценок революции (А. Блок, З. Гиппиус, И. Бунин, М. Горький и др.).
  6. “Поколение на повороте” (Л. Гинзбург): смена кода в русской культуре.
  7. Политика советской власти в сфере литературы (первая половина 20-х гг.). Вытеснение интеллигенции на периферию культурного поля. Репрессии. “Философский пароход”.
  8. Конформизм и его субъективная логика. От идеи исторической неизбежности революции к идее ее исторического оправдания.
  9. Роль культурных архетипов в формировании позиции советских писателей. Творчество М. Горького, И. Эренбурга, Б. Пильняка в 20-е годы и исход их судьбы.

Тема 2. Феномен амбивалентности советской литературы.

  1. Проблема исторической продуктивности художественных открытий. М.М. Бахтин о двух уровнях художественного “высказывания”.
  2. Борьба “живописи” и “истолкования” в мировой литературе XX века.
  3. Обострение этой борьбы в литературе советского времени.
  4. “Сшибка” априорной мировоззренческой установки с исторической реальностью как источник амбивалентности художественного произведения.
  5. Пореволюционное творчество А. Блока: эволюция (от поэмы “Двенадцать” до речи “О назначении поэта”).
  6. Конформизм или амбивалентность? (Творчество Вл. Маяковского).
  7. Поэтика амбивалентности в “Конармии” И. Бабеля: истолкование характеров конармейцев; феномен силы; “двойственность” рассказчика Лютова. Слово и “противослово” как стилевая доминанта творчества Бабеля.
  8. Анализ поэтики амбивалентности на материале кинофильма С. Эйзенштейна “Иван Грозный”.

Тема 3. Художественные утопии крестьянской культуры и октябрьская революция 1917 года.

  1. Крестьянская цивилизация и ее исторически сложившаяся психология. Экзистенциальная парадигма крестьянской культуры в России. Идеи Ю.М. Лотмана о типологических различиях “письменных” и “бесписьменных” культур.
  2. Творчество С. Есенина и судьба идей о крестьянском граде Китеже, о крестьянской Атлантиде. Образ России в представлениях С. Есенина. Иконоборческие поэмы С. Есенина. Интерпретация революции. Кризис 1918 года. С. Есенин и имажинизм: встреча двух культур. Смена стилевой палитры и лирического героя (цикл “Москва кабацкая”). “Советские” произведения С. Есенина (поэма “Анна Снегина” и др.). Возвращение к сказке и романтике в “Персидских мотивах”. Поэма “Черный человек” как амбивалентная саморефлексия.
  3. Извод крестьянской культуры на рубеже веков. Официальная народность и подменная “крестьянская” литература.

Тема 4. Парадоксы демократизации культуры.

  1. Творчество М. Зощенко как репрезентативная модель самоотрицания культуры. Ранняя манифестация народопоклонничества - книга “На переломе” (1919 - 1920). Намеренная ориентация писателя на “демос”. “Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова”. Перестроение стилевой системы. Отказ от литературности литературы. Сатирические рассказы 20-х годов. Споры о “новом человеке”. “Зощенковский герой”. Проблема - “лицо или маска” Михаила Зощенко в критике 20-30-х годов. Экзистенциальная тема творчества Зощенко (“Сентиментальные повести”) и ее невостребованность в официальной критике. Характер философствования писателя. Морализм Зощенко и традиции Н.В. Гоголя. Место сатиры в иерархии жанров советской литературы.
  2. “Иллюзия сказа” как литературная и социальная мистификация, ее связь с русской народопоклоннической мифологией.
  3. Кризис сатирического мира писателя. Обращение писателя к проблеме сознания и подсознания. Повесть “Перед восходом солнца” и ее судьба.
  4. Место и роль сатиры в культуре советского общества.

Тема 5. Величие и падение “левого” искусства в России.

  1. Временные рамки деятельности “русского авангарда” (“исторического авангарда”). Статья А. Эфроса “Концы без начал” (1922) - взгляд на “левое” искусство с позиций “русского авангарда”.
  2. Утопизм “левого искусства”. Отрицание традиционных художественных форм и пафос рационализма и конструктивности (см.: И. Эренбург. “А все-таки она вертится”). Апология “производственного искусства”. Конструктивизм в архитектуре, сценографии, литературном творчестве 20-х гг.
  3. Журнал “ЛЕФ” и его программа. Внутренние противоречия “левого” искусства.
  4. Критика “левого” искусства в 20-е годы (см.: А. Лежнев. “Левое искусство и его социальный смысл”).
  5. Творчество В. Маяковского революционной эпохи. Политическая поэзия. Поэма “Про это” - манифестация амбивалентности поэта.
  6. Поэзия и проза обериутов как знак движения авангарда к поэтике абсурда и гротеска. Поэзия Д. Хармса, А. Введенского. Дискуссии вокруг произведений Н. Заболоцкого на рубеже 20-30-х годов (“Столбцы”, “Торжество земледелия”).

Тема 6. Художественные открытия русского авангарда: трансформация мироощущения и поэтики.

  1. Пастернак и революция. Книга “Сестра моя - жизнь” и “поэтика ощущений” как художественное открытие Пастернака.
  2. Поэма “Высокая болезнь” и ее амбивалентность.
  3. Лирика и эпос как альтернативы времени. Попытка отречения от лирики. Поэмы “Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”. Полемика с Мариной Цветаевой. Значение заочной встречи с Рильке. Разрыв с ЛЕФом.
  4. “Охранная грамота” как творческий манифест и новый жанр в творчестве Б. Пастернака.
  5. Кризис конца 20-х - начала 30-х годов. Попытки примирения с действительностью. Сборник “Второе рождение”. Позиция поэта в дискуссии о формализме. “Просталинские” стихи. Разрыв с властью.

Тема 7 - 9. Исторические судьбы русской классики, ее место и функции в монокультурном поле русского общества.

  1. Классическая русская литература (“От Пушкина до Чехова” - Ю.М. Лотман) как открытая система. Ее связь с этической системой дворянской культуры, универсальный характер этических и эстетических ценностей. Экзистенциальная парадигма дворянской культуры. Роль и назначение искусства. Проблема свободы творчества. Писатель - “пророк”. Место народа в самосознании дворянской культуры. Идея возмездия и ее социокультурный смысл.
  2. Нарастание кризиса в сознании носителей дворянской культуры. Переоценка ценностей. Ощущение близости конца “старого мира”, грядущей катастрофы. Амбивалентное отношение к культуре: абсолютизация культуры и идея возвращения к “корням”. Эсхатологические и апокалиптические идеи русской культуры в предреволюционный период.
  3. Классическая ветвь русской литературы в пореволюционное время, устойчивость универсальной системы этических и художественных ценностей. Вытеснение ее на периферию культурного поля.
  4. Первый конфликт в этической системе русской культуры: антиутопия Е. Замятина (роман “Мы”) как манифестация конфликта между этическим кругозором русской классики и ценностной ориентацией революционной литературы. Роман Е. Замятина “Мы” (1920-1924) и историософские построения пролетарских теоретиков. Критика революционной концепции личности в романе “Мы”. Поэтика антиутопии. Литературно-эстетические взгляды Е. Замятина (сборник статей “Лица”). Антиутопия Е. Замятина в контексте мировых антиутопий ХХ века (Оруэлл и т.д.).
  5. Антимифологизм творчества Мих. Булгакова. Раннее прозрение. “Неслиянность” как сознательный выбор. Проблема чести и долга как сквозная тема писателя (“Записки юного врача”). Полемика с идеей “народа-богоносца” (“Белая гвардия”). Идея революции как “исторической неизбежности” и проблема выбора для автора и его героев (“Бег”, “Мольер” и др.). Сатира Булгакова как “отрицательный мир” реальности (“Собачье сердце”, “Роковые яйца”).
  6. Творчество А. Ахматовой как русский вариант экзистенциализма. Феномен “внутренней эмиграции” в России. Эволюция творчества Ахматовой в предреволюционные годы. Любовная лирика как проекция космических сил (И. Бродский). Созревание Ахматовой как гражданского поэта (О. Мандельштам). Отношение к эмиграции. Поэзия А. Ахматовой 30-х годов: темы, мотивы, проблемы текстологии. “Реквием”. Евангельский сюжет распятия (Мать = Богородица и др.). “Реквием” как народная трагедия. “Бег времени” как символ Истории. “Поэма без героя”. Историософские оценки Ахматовой. “Поэма без героя” как социокультурная рефлексия на темы России, “поколения” и истории. Темы вины и ответственности. “Тайнопись” поэмы Ахматовой как концептуальная проблема. Нравственно-историческая позиция Ахматовой как вариант русского экзистенциализма. “Античные зеркала” Ахматовой (Федра, Медея, Кассандра) как метафорическое оформление позиции экзистенциализма.
  7. Изгои советской литературы. “Отщепенство” как экзистенциальная тема О. Мандельштама. Художественное творчество О. Мандельштама 20-х годов: тема “века”, образ “волка”, проблема верности “четвертому сословью”. Сборники “Tristia”, “Стихотворения”. Стремление к слиянию с народом. Отторжение поэта официальной критикой. “Четвертая проза”. Поэзия О. Мандельштама 30-х гг. Эпиграмма на Сталина. Тема одиночества как осознание внутреннего опыта. “Воронежские” стихи. “Ода”, “Стансы”, “Стихи о неизвестном солдате”. Мотив отщепенства как экзистенциальная тема поэзии Мандельштама. Комментированный анализ статьи М. Гаспарова “Стихи о неизвестном солдате”: апокалипсис и/или агитка?” Амбивалентность поэзии Мандельштама.

Тема 10. Модели революционной культуры.

  1. Истоки революционной культуры, ее интенсивное развитие в ХХ веке. Резкость отклонения от норм гуманистической линии русской культуры.
  2. Теория пролетарской культуры. Пролетарские группировки. Идея пролетарской культуры в спорах 20-х гг. (А. Богданов, Вл. Ленин, Л. Троцкий и др.).
  3. Менталитет радикально-революционной культуры, ее экзистенциальная парадигма. Смысл категорий “народ”, “революция”, “гуманизм”, “свобода”, “творчество”, “жизнь”, “смерть” в революционной культуре.
  4. ЛЕФ, РАПП, “Перевал” как носители типологически различных эстетических концепций революционной литературы.
  5. Журнал “Красная новь” и А. К. Воронский в борьбе с упрощением рапповских и лефовских социокультурных и эстетических представлений. Защита “попутчиков”. Акцент на познавательных возможностях искусства и его коммуникативной роли.
  6. Позиция группы “Перевал” в спорах о “текущей литературе”. Перевод разногласий с рапповскими и лефовскими критиками на уровень эстетических дискуссий. Идея “органического творчества” как альтернатива “казарменной” модели искусства. Трактовка трагедийности искусства. Критерий искренности в литературе. Лозунг “нового гуманизма”.
  7. Выход к проблеме интуиции в истолковании искусства. Тема “фрейдизм и искусство” в критике А. К. Воронского.
  8. Творчество И. Катаева (повести “Сердце”, “Молоко”), П. В. Слетова (“Мастерство”) в контексте советских дискуссий о гуманизме.
  9. Методологические истоки поражения приверженцев революционно-романтической модели культуры.

Тема 11. Русская эмиграция: основные культурологические и художественные идеи. Евразийство.

  1. Основные центры культурной эмиграции: Париж, Берлин, Прага, Белград, Харбин, Рига.
  2. Особенности функционирования русской литературы в культуре других стран.
  3. “Русский Берлин” как издательский и творческий центр.
  4. Газета “Накануне”, “сменовеховство”. Диалог эмигрантской литературы с литературой метрополии в начале 20-х годов.
  5. Журнал “Русский современник” (1924), его судьба: провал попыток консолидации литературы диаспоры и метрополии. Приезды в Берлин М. Горького, С. Есенина, Б. Пильняка, Б. Пастернака, Вл. Маяковского. Значение контактов метрополии и диаспоры. Реэмиграция.
  6. “Скифство” в русской литературе 20-х годов (А. Блок, Иванов-Разумник и др.). Евразийство как течение историософской и социокультурной мысли. Споры о России и Западе в русской эмиграции (идеи А.А. Кизеветтера, П.Н. Савицкого, Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого и др.). Теоретическое осмысление традиции как культурно-универсальной ценности. Установка на эволюцию, органичность развития России (Н.С. Трубецкой) как одна из этических и эстетических особенностей эмигрантской культуры.
  7. Марина Цветаева: жизнь и судьба.

Тема 12. Феномен “шестидесятничества”. “Оттепель”.

  1. Дискуссии начала 50-х годов о “дистиллированном” стиле и “казенном” языке. Споры о лакировке действительности как знак самокритики тоталитарной культуры.
  2. “Косметическая” демократизация в жизни общества и общественном сознании. Вера писателей-шестидесятников в “социализм с человеческим лицом” как знак устойчивости мифологического сознания.
  3. Поляризация общественно-художественных позиций в период неосталинизма. Идейно-эстетическая полемика 60-х годов между журналами “Октябрь” и “Новый мир”.
  4. Экспансия “языка улицы” в литературу. “Молодая проза”. (В. Аксенов, П. Гладилин, А. Приставкин). Новый герой. Тема “отцы и дети” и ее социально-протестное звучание. Ломка в официальной поэзии. Новая публицистичность (“эстрадная поэзия”). Поэзия Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллиной, А. Вознесенского, Б. Окуджавы. Поколение “сороковых” в литературе - Б. Слуцкий, Л. Мартынов, Д. Самойлов и др. “Офицерская проза” (Ю. Бондарев, Г. Бакланов) и споры об “окопной правде”.
  5. Проза Ю. Казакова как знак разрушения художественного канона социалистического реализма.

Тема 13. “Возвращенная” литература как историко-культурная проблема.

  1. Проблема жизни художественного произведения во времени.
  2. Идеи М.М. Бахтина о двух уровнях высказывания.
  3. Время создания романа “Жизнь и судьба” Вас. Гроссмана. Восприятие романа в начале 60-х годов: прорыв в советской системе ценностей. Сознание и подсознание в преодолении советской мифологии. Общественная реакция на роман в 70-е годы.
  4. История создания романа Б. Пастернака “Доктор Живаго”: от стихийной защиты “поколения” и “традиции” к повествованию о судьбе христианина в нехристианском мире. Контекст 40-х и контекст 80-х годов: к вопросу о переменах в общественном сознании. Открытие читателем новых пластов романа (перенос центра тяжести с политических проблем на религиозные и нравственно-философские).
  5. Философия истории в “Докторе Живаго”. Тема поколения в романе. Христианские идеи. “Стихи к роману” в контексте проблематики “Доктора Живаго”. Проблема единства “раннего” и “позднего” Пастернака.
  6. “Мастер и Маргарита”: историософская и нравственная проблематика романа в контексте ситуации 60-70-х годов.
  7. Появление “Самиздата” и “Тамиздата”. Творчество Синявского-Терца. Процесс писателей А. Синявского и Ю. Даниэля (1966) как время прозрения.

Тема 14. “Другая проза”: опрокинутый канон.

  1. Произведения “позднего” Ю. Трифонова (“Время и место”, “Другая жизнь”, цикл “Опрокинутый дом”).
  2. Драматургия Л. Петрушевской как антитеза социалистическому реализму.

Приложения

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.