ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Семиотика

 

Семиотика

Г.Е. Крейдлин, кандидат филологических наук, доцент

Аннотация

Лекционный курс “Семиотика" рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра. Объем курса - 24 часа (12 лекций); в конце семестра проводится зачет. Лекции читаются в первом семестре слушателям первого курса ИЕК.

Целью курса "Семиотика" является ознакомление слушателей с центральными понятиями и терминами современной семиотики, с историей возникновения и развития этой науки, с борьбой различных людей и идей. Среди основных задач курса выделим пять:

  1. обучить слушателей курса языку современной семиотики, ее понятийному и терминологическому аппаратам, а также
  2. приемам и методам семиотического и лингвистического анализа текста на разных уровнях его представления;
  3. выработать и развить у учащегося навыки и умения практического использования разработанных в семиотике различных исследовательских методов и приемов.

    Особое внимание при этом уделяется применению методов семиотического анализа в гуманитарных областях, прежде всего в тех, которые составляют сферу профессиональной деятельности данного конкретного человека, слушателя курса. Такая сознательная практическая ориентация небольшого (по числу отведенных на него часов) курса представляется нам не только методически корректной, но и единственно возможной.

    В связи со сказанным последние две задачи выглядят вполне естественным следствием общих целей курса:

  4. научить студентов самостоятельному аналитическому чтению и критическому подходу к имеющейся литературе по общей семиотике и отдельным ее разделам;
  5. познакомить слушателей с имеющейся справочной литературой (словари, энциклопедии, справочники, указатели и т.д.), рассмотреть их внутреннее устройство и содержание, разобрать их специфические особенности и дать им типологическую квалификацию и оценку.

Акцент при чтении лекций делается на метаязыке, или языке описания, современной науки семиотики. Причина этого достаточна очевидна: метаязык современной семиотики (или, по крайней мере, значительный его фрагмент) постепенно становится международным языком описания для многих гуманитарных наук, превращаясь в своеобразный научный "эсперанто". Все вводимые понятия, которые относятся к данному метаязыку, а также общенаучные понятия, логически с ним связанные, но формально метаязыку не принадлежащие, детально обсуждаются. Для каждой категории и единицы обосновывается необходимость их введения, подробно анализируются природа, происхождение, структура и содержание предлагаемых терминов, возможность и уместность использования вводимых понятий и терминов в других областях знания.

Особенностью изложения материала является установка на строгость, последовательность и системность в его подаче. Это проявляется как во внутренней согласованности самого метаязыка, так и в явной фиксации в лекциях всех разнообразных связей отдельных "частных семиотик" друг с другом, а также в установлении разнообразных формальных и содержательных связей общей семиотики с другими областями знаний (лингвистикой, антропологией, социологией, психологией, теорией литературы, эстетикой, историей и пр.).

Еще одной отличительной особенностью курса является его отчетливо выраженный компаративный характер. На лекциях формулируются и анализируются – в сопоставительном ключе – основные положения, факты и гипотезы, относящиеся к важнейшим семиотическим теориям, рассматриваются формальные и содержательные противопоставления как внутри самого объекта, так и описывающей его теории, демонстрируются конкретные способы и инструменты семиотического описания текстов разных типов, начиная от литературных произведений и кончая бытовыми каждодневными ситуациями.

Некоторые темы курса, ввиду их сложности (например, требующие при их строгом и подробном изложении хорошей математической подготовки) даются обзорно. Во всех таких случаях у лектора имеется достаточная свобода – в соответствии с его вкусами и научными взглядами, а также составом конкретной аудитории – выбрать тот или иной аспект освещения темы.

Достаточно оригинальной является форма проверки приобретенных знаний и умений. В конце курса слушатели сдают зачет в форме домашней курсовой работы по семиотическому анализу текста или по описанию тех или иных знаков, знаковых процессов или целых знаковых систем.

В качестве примера укажем несколько тем, по которым слушателями ИЕК были написаны творческие исследовательские работы (часть из этих тем была предложена самими слушателями, другая часть – преподавателем): "Очки как знак в разных семиотических системах", "Семиотика сна и сновидений", "Семиотика поворота", "Янус как символический знак античности", "Феномен "старой вещи" в культуре", "Анализ одной семиотической системы – аэропорт", "Семиотическая организация поэтических текстов Есенина и Аполлинера", "Семиотика ролевого общения", "Городской замкнутый двор как семиотическая система”, "Структура и семантика музыкального знака – символа креста в произведениях И. С. Баха" и др.

Темы курса

Тема 1. Семиотика, или азбука общения
Семиотика как наука. Рождение семиотики. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу других наук.
Теория и модели. Строение модели. Типы моделей. Сигнатура. Структура и система.
Изоморфные модели. Моделирование как способ научного познания. Понятие первичной и вторичной моделирующих систем.
Коммуникация (общение). Коммуникативный акт и его структура. Участники коммуникации. Канал коммуникации.
Общение на языке и без него. Потеря языка. Когда язык становится лишним.
Ситуации общения. Диалог. Разговор с самим собой. Коллективное авторство. Обращение ко всем или неважно к кому. Проксимальный и дистальный диалог. Затрудненное общение.
Коммуникативное пространство. Проксемика как наука о коммуникативном пространстве.

Тема 2. Знак
Люди и знаки. Понятие знака. Компоненты знака. Форма, смысл, синтактика и прагматика знака. Примеры знаков.
Виды знаков. Основные противопоставления в системе знаков. Простые и сложные знаки. Самостоятельные и несамостоятельные знаки. Моментальные и длительные знаки. Переменные и постоянные знаки. Зрительные, слуховые и т. п. знаки. Иконические (иконы), индексальные (индексы) и символические знаки (символы).
Нулевой знак. Виды нулевых знаков.
Классификации знаков.

Тема 3. Знаковые процессы и системы
Понятие знакового процесса (семиозиса). Типы семиозиса. Означивание (семиотизация) как превращение вещи в знак.
Объединение знаков в системы. Внутреннее строение знаковой системы. Парадигматические отношения (отношения в знаковой системе).
Основные виды парадигматических отношений. Синонимия. Омонимия. Гипонимия и гиперонимия. Тропы (метонимия, метафора и др.).
Семиотические оппозиции. Примеры семиотических оппозиций.

Тема 4. Текст. Знаки в тексте
Текст. Связность текста. Виды текстов. Знаки в тексте. Употребление знаков в тексте.
Синтагматические отношения (отношения между знаками в тексте). Правила комбинирования знаков.

Тема 5. Знаковые системы и текст
Свойства знаковых систем. Правила употребления знаковых систем. Взаимодействие знаковых систем. Параллельное сосуществование знаков разных систем в коммуникативном акте и тексте. Перевод и транслитерация. Вторичное использование знаков. Креолизация. Креолизированные знаковые системы.
Семиотический шум. Типология коммуникативных неудач. Коммуникативный провал.

Тема 6. Язык как знаковая система
Языковые знаки, их строение и функционирование. Языковая структура. Языковая теория. Модели языка и модели в языке.
Функции языка. Уровни языка.
Основные лингвистические теории и модели (обзор).

Тема 7. Знаки в жизни, культуре и языке
Превращение вещи в знак. Роль означивания в культуре.
Примеры культурного означивания вещей (символика цвета, чисел, язык жестов, язык цветов, танца, камни и знаки и др.)
Знаки в языке. Истина и ложь. Смысл. Прагматика языкового знака и прагматика языка.

Тема 8. Аксиомы и постулаты семиотики. Семиотическая теория
Основные принципы семиотики. Семиотические постулаты. Принцип сокращения текста. Принцип минимизации исходного набора знаков. Принцип упорядочивания. Принцип компенсации.
Делимитация (членение) знаков и текстов. Манифестация и дифференциация знаков (постулаты Ф. де Соссюра).
Гипотеза Сэпира – Уорфа. Различные интерпретации гипотезы. Следствия из гипотезы.
Понятие семиотической теории и ее строение.
Семиотический анализ текста. Массив. База данных и база знания. Блоки анализа. Взаимодействие внутри блоков и между блоками.
Примеры семиотического анализа текстов разных предметных областей, жанров и стилей.
Проблемы компьютеризации процедур семиотического анализа.

Приложения

Литература по темам лекций
Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.