ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > История музыкальной культуры > Темы лекций

 

Темы лекций
к курсу И.М. Ромащук "История музыкальной культуры"

Первый семестр

Тема 1.
Характер развития музыкальной культуры и искусства в новое и новейшее время (в контексте всей мировой истории). Основные стилевые периоды. Принципы подхода к рассмотрению стилевых направлений в ХХ веке. Художественные “взрывы” (начало XVII века, 10-е годы ХХ века) и вызванные ими новации музыкального языка.

Тема 2.
История формирования основных музыкальных жанров. Сфера камерной вокальной лирики: приоритетные жанры в классическую, романтическую и современную эпохи. Опера, ее структура, ее разновидности. Романтическая опера. Камерная и моноопера, оперный жанр в ХХ веке. Кантатно-ораториальный жанр, его генезис. Программная и непрограммная музыка. Разные типы программности. Принципы формирования классической сонаты и симфонии. Программная симфония и симфоническая поэма в XIX веке. Камерный симфонизм ХХ века. Модификации концертного жанра. Роль литургических жанров в истории музыки, их возрождение в ХХ веке. Разновидности камерной инструментальной музыки. Основные принципы жанро- и формообразования в музыке ХХ века.

Тема 3.
Черты развития итальянской музыкальной культуры в контексте мировой музыкальной культуры. Гомофонно-гармонический стиль и развитие оперного жанра в Италии (К. Монтеверди, Д. Верди, Д. Пуччини). Приоритет мелодического начала, вокальная специфика мелоса и развитие инструментального искусства, расцвет скрипичной школы (А. Вивальди, А. Корелли). Специфика итальянского бельканто и пути формирования веризма в Италии. Новации авангардистов ХХ века и творчество Л. Берио и Л. Ноно.

Тема 4.
Путь французской музыки: от искусства французских клависинистов к импрессионистам. Идеи Э. Сати и формирование группы “Шести”. Симфония во Франции (от Г. Берлиоза к А. Онеггеру). Путь развития французской оперы (от Ж. Люлли к Ж. Бизе и Ф. Пуленку).

Тема 5.
Два крупных периода в истории музыкальной культуры Англии: XVII и ХХ века. Оперный жанр в Англии. Творчество Г. Перселла (опера “Дидона и Эней”) и Б. Бриттена (оперы “Питер Граймс”, “Сон в летнюю ночь”, “Альберт Херринг”). Специфика английского фольклора и его претворение в профессиональном искусстве.

Тема 6.
Духовные традиции немецкой музыки, творчество И. Баха, его роль для развития мировой музыкальной культуры. И. Бах и П. Хиндемит - параллели, диалог во времени. Театральное и фольклорное начала в немецкой музыке. К. Орф и его творчество в контексте развития европейского театра. Традиционное и новое в творчестве Циммермана (опера “Солдаты”).

Тема 7.
Венская классическая и нововенская школы. Значение творчества И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена для развития мировой музыкальной культуры. Экспрессионизм и творчество А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Принципы додекафонии. Идеи создания темброво окрашенной мелодии и речевого вокала. Камернизация жанров в творчестве нововенцев. Инструментально-симфоническая основа в опере Берга “Воццек”. Экспрессионизм и поздний романтизм (Г. Малер). Песенно-симфоническое творчество Малера и ранний романтический стиль Ф. Шуберта.

Тема 8.
Польская и венгерская музыкальная школы. Подъем культуры в XIX веке (Ф. Шопен, Ф. Лист). Новые идеи в ХХ веке (В. Лютославский, К. Пендерецкий, Б. Барток). Фольклор у Листа и Бартока. Авангардный и неоромантический периоды творчества К. Пендерецкого.

Тема 9.
Русская духовная, народная и профессиональная музыка до М. Глинки. Приоритетные идеи в творчестве отечественных композиторов XIX века. Русская “Пятерка”. Московская и петербургская музыкальные школы. Значение творчества С. Рахманинова и А. Скрябина для музыкальной культуры ХХ века. Русская музыка ХХ века: периоды, поколения композиторов, стилевые ориентиры.

Тема 10.
Американская музыкальная культура. Открытия Ч. Айвза. Д. Гершвин и его опера “Порги и Бесс”. Идеи минимализма в конструкциях Ф. Гласса.

Тема 11.
Основные направления развития европейской и русской музыки в ХХ веке. Техники композиции. Стилевые наклонения, открытия авангардистов первой половины ХХ века и мастеров середины ХХ столетия. Новая техника письма. Приемы и принципы инструментального исполнительства в ХХ веке.

Тема 12.
Массовая музыкальная культура, джаз и композиторское творчество. Театр и музыка. Кино и композитор в ХХ веке. Интерпретации классической, народной, духовной музыки в ХХ веке.

Второй семестр

Тема 1.
Венская классическая и нововенская школы. Значение творчества Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена для развития мировой музыкальной культуры. Экспрессионизм и творчество А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна.

Тема 2.
Принципы додекафонии. Идеи создания темброво окрашенной мелодии и речевого вокала. Камернизация жанров в творчестве нововенцев. Инструментально-симфоническая основа в опере Берга “Воццек”. Экспрессионизм и поздний романтизм (Г. Малер). Песенно-симфоническое творчество Малера и ранний романтический стиль Ф. Шуберта.

Тема 3.
Польская и венгерская музыкальная школы. Подъем культуры в XIX веке (Ф. Шопен, Ф. Лист). Новые идеи в ХХ веке (В. Лютославский, К. Пендерецкий, Б. Барток). Фольклор у Листа и Бартока. Авангардный и неоромантический периоды творчества К. Пендерецкого.

Тема 4.
Русская духовная, народная и профессиональная музыка до Глинки.

Тема 5.
Приоритетные идеи в творчестве отечественных композиторов XIX века. Русская “Пятерка”. Московская и петербургская музыкальные школы.

Тема 6.
Значение творчества И. Стравинского, С. Рахманинова и А. Скрябина для музыкальной культуры ХХ века.

Тема 7.
Русская музыка ХХ века: периоды, поколения композиторов, стилевые ориентиры.

Тема 8.
Американская музыкальная культура. Открытия Ч. Айвза. Д. Гершвин и его опера “Порги и Бесс”. Идеи минимализма в конструкциях Ф. Гласса.

Тема 9.
Основные направления развития европейской и русской музыки в ХХ веке. Техники композиции.

Тема 10.
Стилевые наклонения, открытия авангардистов первой половины ХХ века и мастеров середины ХХ столетия. Новая техника письма. Приемы и принципы инструментального исполнительства в ХХ веке.

Тема 11.
Массовая музыкальная культура, джаз и композиторское творчество.

Тема 12.
Театр и музыка. Кино и композитор в ХХ веке. Интерпретации классической, народной, духовной музыки в ХХ веке.

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.