Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания
Л.С. Артемьева
Аннотация |
|
Программа курса семинарских занятий предназначена для слушателей Института европейских культур первого года обучения (первый семестр) и рассчитана на 14 учебных часов.
Курс посвящен основным подходам к изучению визуальной культуры, принятым в западноевропейском и отечественном искусствознании второй половины XX в.
В центре внимания находятся техники анализа различного по характеру визуального материала (западноевропейской картины Нового времени, искусства авангарда, кино).
Представлены как традиционные подходы, разработанные в рамках традиционного дискурса “Искусствознание” первой половины - середины XX в. (формальный анализ, иконология), так и способы работы с визуальным материалом, основанные на современных теориях, заимствованных из смежных дисциплин (семиотика, теория телесности, психоанализ и социология культуры).
При этом значимым остается представление о специфичности визуального опыта и необходимости использования особого языка для его описания.
По каждому из изучаемых подходов анализируется система понятий, используемых при работе с визуальным материалом, рассматривается на какие особенности материала позволяет указать избранный автором подход.
Таким образом, раскрывается диапазон возможностей, предоставляемых исследователю в рамках данной методологии.
При этом особое внимание уделяется связям рассматриваемых на семинарах работ с общегуманитарной проблематикой.
В соответствии с целями курса на занятиях изучаются не только общетеоретические работы, но и тексты, посвященные анализу конкретного визуального материала и позволяющие продемонстрировать особенности применения теоретических положений.
При этом предполагается также самостоятельная работа слушателей с произведениями искусства.
В результате работы на семинарских занятиях слушатели должны:
- Получить представление об основных способах интерпретации визуального материала, используемых в современном гуманитарном знании.
- Овладеть навыками описания и анализа визуальных образов.
- Получить навыки использования визуального материала в интердисциплинарных исследованиях.
Формы работы на семинарских занятиях включают как общие дискуссии, так и индивидуальные сообщения по отдельным темам.
По окончании курса слушатели выполняют письменную работу, в которой должна быть представлена интерпретация произведения искусства в соответствии с одним из изучаемых подходов.
Темы занятий. Источники и литература |
|
Семинар 1. Восприятие “произведения искусства”.
Теории визуального восприятия в психологии искусства середины 20 в. Р. Арнхейм, Э. Гомбрих, Х. Зедльмайер.
Основные источники:
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. Главы: Введение. Равновесие. Выразительность.
- Gombrich E. Meditations on a hobby horse // Gombrich E. Meditations on a hobby horse and other essays on theory of art. L., 1963.
Дополнительные источники:
- Зедльмайр Х. Искусство и истина. М., 1999. Глава 4. Проблемы интерпретации. С. 109 - 118, 129 - 145. Приложение: Два примера интерпретации. Ян Вермеер “Аллегория живописи”.
- Gombrich E. Art and illusion. N.Y. 1960. Part Four: Invention and Discovery. IX. The analysis of Vision in Art. X. The Experiment of Caricature.
- Wollheim R. Painting as an Art. L.,1987. Part: What the Spectator Sees.
План занятия:
- Охарактеризуйте представления о “произведении искусства” Р. Арнхейма и Х. Зедльмаера.
Особенности восприятия произведения искусства согласно Арнхейму.
Опишите способ анализа, предложенный Арнхеймом.
Что вы считаете актуальным - общеупотребительным - не актуальным?
- В чем специфика взаимооотношений зрителя и “произведения искусства” согласно Э. Гомбриху.
Чем обусловлено зрительское восприятие?
Чем подход Гомбриха отличается от отношения к произведению гештальт - психологов Арнхейма и Зедльмаера?
Литература:
- Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М., 1994. С. 245 - 248.
Семинар 2. Иконология -“символические (культурные) смыслы” произведения искусства.
Источники:
- Панофский Э. “Et in Arcadia ego”: Пуссен и элегическая традиция // Новое литературное обозрение. М.,1998. № 33 или Панофский Э. Ренессанс и “Ренессансы” в искусстве Запада. М.,1998. Гл.: Rinascimento dell’antichita: кватроченто. Разделы 6, 7.
- Гомбрих Э. О задачах и границах иконологии // Советское искусствознание. М.,1990. Вып.25.
План занятия:
- Концепция “символических смыслов” Э. Панофского. Цели, задачи и возможности анализа: иконология как история функционирования в культуре тем и мотивов.
Произведение искусства и другие символические формы - литературные и философские тексты. Какое место занимает анализ художественных произведений в текстах Э. Панофского?
- Представления о интерпретации произведения искусства Э. Гомбриха.
Понятие “контекста” и теория декорума.
Литература:
- Базен Ж. История истории искусства. М.,1995. Гл.: Сила изображения: иконография. Сила изображения: иконология.
- Соколов М.Н. Границы иконологии и проблема единства искусствоведческого метода (к спорам вокруг теории Э. Панофского) // Современное искусствознание Запада о классическом искусстве XIII - XVII вв. М., 1977.
Семинар 3. Структура произведения искусства.
Источники:
- Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллин, 1992. Т.1. С. 386 - 392.
- Данилова И.Е. О композиции картины кватроченто // Данилова И.Е. От средних веков к возрождению.
Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975; (или Данилова И.Е. Тема лестницы в итальянском искусстве кватроченто // Arbor mundi. Мировое древо. М.,1996. Вып.4.)
- Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.,1996. (Гл.: Введение. Семиотика иконы.)
Дополнительные источники:
- Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ. М., 2000.
- Тармо А. Пасто. Заметки о пространственном опыте в искусстве // Семиотика и искусствометрия. М.,1972.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.,1980.
Справочная литература:
- Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996. Гл.: Структура. Структурализм.
Семинар 4. Семиотика искусства. Произведение искусства как текст.
Источники:
- Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. М.,1996. № 12. Главы: Контекст. Отправители. Получатели. Нарратология. История и статус значения.
- Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Де Серто М. Сад: Блажь и блаженство Хиеронимуса Босха // Художественный журнал. М., 1996. N.13.
План занятия:
- Р. Барт. Изображение как знаковая система, типы знаков и коды прочтения. Полисемия.
- Мишель де Серто. Смыслообразующие элементы картины: композиция, эмблемы, изобразительные мотивы.
Указания на уникальность визуального и демонстрация неразрешимости “смысловой определенности изображения”.
Литература:
- Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. Гл.: Ролан Барт: от “текстового анализа” к “наслаждению от текста”.
- Интертектуальность // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
Семинар 5. Семиотика города. Архитектурное пространство и власть.
Источники:
- Беньямин В. Париж, столица девятнадцатого столетия // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.
- Фуко М. Паноптикон // Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 282 - 308.
Дополнительные источники:
- Бодрийар Ж. Америка. Спб.,2000.
- Barthes R. Semiology and the Urban // Rethinking Architecture, ed. N. Leach. N.Y. 1997.
- Семиотика города и городской культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1984. Вып. 664.
- Certeau M. de. The Practice of Everyday Life. University California Press, 1988.
План занятия:
- Из каких элементов складывается город Беньямина? Памятники архитектуры, интерьеры, ландшафт Парижа, “панорамы” и т.д., их значение для понимания культуры XIX в.
- Архитектура и человек (зритель, надсмотрщик и т.д.), проблемы взаимодействия. Представления Фуко о власти.
Семинар 6. Социология искусства. Проблемы “массового восприятия”, профанного - элитного в визуальной культуре XX в.
Источники:
- Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.,1996. С. 17 - 60.
- Гройс Б. Утопия и обмен. М.,1993. Глава “Инновационный обмен”. С. 190 - 192, 195 - 207, 217 - 225.
Дополнительно:
- Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал. М., 1999. № 23.
- Гройс Б. Музеи и дифференция // Художественный журнал. М.,1996. № 13.
План занятия:
- Проблема уникальности “произведения искусства”.
Кино и изменение способов чувственного восприятия. Особенности массового восприятия, “визуальное бессознательное”.
- Оппозиция элитного и профанного как способ существования современной культуры и современного искусства.
Литература:
- Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Cambridge, 1989.
Семинар 7. Исследования видения и визуального.
Источники:
- Крери Д. Обновленное видение // Художественный журнал. 1995.№ 8.
- Ямпольский М. Наблюдатель. М., 2000. Гл.: Старьевщик. Катастрофа. С. 1 - 25, 89 - 110.
- Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание // Вопросы искусствознания. М.,1996. № 12. Главы: Контекст. Отправители. Получатели. Нарратология.
План занятия:
- Истории видения. Языки описания.
Фигура наблюдателя, ее характеристики, метафоры видения - театр, паноптикон, камера - обскура, картина, другие характеристики.
Техники анализа - визуальные метафоры в художественном тексте.
Научные теории зрения. Видение в век кино.
Литература:
- Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998. Глава: Постмодерный лик современности. “Весь мир - театр” (С.184 - 186).
Семинар 8. Искусство в рамках философии телесности.
Репрезентация тела в различных культурах как объект специального интереса.
Источники:
- Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М.,1997. Глава: Новая гармония.
- Ямпольский М. Жест палача, оратора, актера // Ad Marginem’93. М.,1994.
Дополнительные источники:
- Барт Р. Мифологии. М.,1996, 2000. Глава: Лицо Греты Гарбо.
- Ямпольский М. Демон и лабиринт (Диаграммы, деформации, мимесис). М.,1996. Гл.: Введение. Возвращение домой: различие и повторение.
- Нанси Жан-Люк. Corpus. М., 1998.
План занятия:
- Делез. Как выглядит барочное пространство? Характерные черты представления мира в живописи и философии барокко.
- Ямпольский. Исследования практик физиогномических (телесных) трансформаций. Образы тела, лица и жеста в эпоху Великой Французской Революции.
Основные понятия (аффект, мимесис, удвоение, трансформация, монстр и т.д.).
Литература:
- Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995. Глава: Понятие тела. С.11 - 44, 83 - 88.
Справочная литература:
- Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины.
Энциклопедический справочник. М., 1996. Гл.: Различение. Телесность.
Литература к курсу: |
|
- Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней. М.,1995.
- Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
- Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.
- Art in Theory 1900 - 1990. An Anthology of Changing Ideas // ed. C. Harrison and P. Wood. Oxford - Cambridge, 1996.
- Modernism, criticism, realism. Alternativ contexts for art. L., 1984.
- Visual culture. London, 1995.
- Modernity and the Hegemony of Vision. Ed. by D.M. Levin. Berkeley, 1993.
|