ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Введение в анализ фильма.

 

Введение в анализ фильма

Н.В. Самутина

Аннотация

Программа курса семинарских занятий "Введение в анализ фильма" рассчитана на 14 аудиторных часов. Занятия проводятся в течение одного учебного семестра на 1 курсе Института европейских культур. Курс "Введение в анализ фильма" относится к циклу дисциплины специализации.

Основная задача семинарских занятий - научить слушателей грамотно анализировать кинопроизведения, пользуясь при этом современным языком cinema studies. Подобная задача ставит перед курсом много проблем и, соответственно, затрагивает несколько пластов киноведческой и культурологической проблематики.

Во-первых, это пласт истории кино. Шесть семинаров в не-киноведческой аудитории, разумеется, не позволяют сколько-нибудь подробно касаться фактографической стороны истории кино. Историческая информация вводится в анализ при разборе определенных сторон современных фильмов, там, где наличествуют цитаты, стилистическая ориентация или отчетливое "влияние" какой-либо кинематографической традиции. Но в ходе дискуссии не исключается возможность историко-проблемной постановки вопросов, связанной с пониманием истории кино как дискурса, потока текстов, определенным образом структурированного и воспроизводимого. Слушателям предлагается обсудить, как эта история пишется, как она членится на периоды, каким образом описываются отдельные явления истории - например, киностили или крупные движения (их возникновение, формирование центра и периферии, использование в рекламных целях и т.д.). В результате слушатели должны научиться критически подходить к текстам по истории кино и отыскивать в них необходимую информацию.

Второй пласт - интерпретационный. Курс в значительной степени ориентирован на культурно-семиотический подход к анализу фильмов, и важнейшая его задача - обсуждение со слушателями специфики кино как культурной практики, обучение их грамотному чтению кинотекстов, совместная постановка вопросов к просмотренным фильмам и доказательство корректности этих вопросов. На семинарах этот круг проблем поднимается как в теоретическом ключе - проблема границ интерпретации, категорий "жанр", "автор", "культовое кино" и т.д., так и в "прикладном": обсуждение кинорецензий и аналитических статей, самостоятельные разборы фильмов.

Наконец третья важная составляющая задействованной в семинарах оптики - вопрос культурных контекстов. Наибольшее внимание уделяется именно культурологическому анализу фильмов. Слушатели должны научиться не только грамотно соотносить фильм с окружающими его предметно-культурными, а также техническими, политическими, экономическими реалиями, но и использовать кино как материал для собственных культурных исследований. На первом плане здесь оказываются проблема корректности использования киноматериала для построения культурологических теорий и сами возможности существования кинематографа в этих теориях (например, описания неевропейского кино как Другого, маргинализация ряда явлений кинематографа, кино и феминистская критика, кино и постмодернистская критика классической культуры). В то же время, определенное внимание отводится в семинарах другим, несемиотическим возможностям изучения кинематографа, в частности, феноменологии восприятия, выводящей ряд кинофеноменов за рамки культурного контекста.

Таким образом, основные цели курса "Введение в анализ фильма" - научить слушателей, получающих второе высшее образование (филологов, философов, историков и т.д.), по-разному работать с кинематографом, дать им "набор инструментов" для корректного использования киноматериала в собственных исследованиях и, наоборот, побудить их к применению междисциплинарных подходов в киноанализе.

Во время семинарских занятий задействуется видеомагнитофон (для подробного разбора кинематографических средств в небольшом фрагменте фильма). Основой для постоянной работы служит схема анализа кинопроизведения, созданная автором курса семинарских занятий на основе современных западных методик обучения анализу фильма (прежде всего, базового учебника Bordwell D., Thompson K. Film Art. An Introduction. 5th ed. N-Y, 1997).

В конце семестра сдается зачет (письменный текст по анализу выбранного студентом фильма и устный разбор этого текста).

Темы занятий. Источники и литература

Вводная лекция

  • логика семинарского курса, проблемы и задачи
  • кино в культуре ХХ века
  • проблематизация основных кинематографических "точек отсчета": вехи развития, имена и течения, способы описания
  • семантика фильма: представление схемы анализа

Семинар 1. Введение в семиотику кино.

Фильм для анализа: Педро Альмодовар "Все о моей матери".

Литература:
Основная:

  1. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Главы: Иллюзия реальности. Проблема кадра. Элементы и уровни киноязыка. Проблема киноактера.
  2. Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Глава: Педро Альмодовар; или статья в журнале "Киносценарии". 2000. № 6.
  3. Альмодовар Педро. Все о моей матери: Киносценарий. "Киносценарии". 2000. № 6.

Дополнительная:

  1. Добротворский С.Н. Кино: история пространства. Киноведческие записки. № 32. C. 64-91.

Семинар 2. Культурологический анализ фильма.

Фильм для анализа: Питер Гринуэй "Интимный дневник" ("The pillow book").

Фильм для дополнительных размышлений: Чжан Имоу "Красный гаолян".

Литература:
Основная:

  1. Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя "Брюхо архитектора". Вопросы философии. 1997. № 5.
  2. Плахов А. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Глава: Питер Гринуэй. Кино как тотальная художественная форма.
  3. Подборка "авторецензий" Питера Гринуэя: "Идеальная модель кино", "Язык тела", "Кино не годится для повествования". Искусство кино. 1997. № 9.
  4. Эдуард Саид. Ориентализм: фрагмент введения. Искусство кино. 1995. № 8.

Дополнительная:

  1. Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Любое издание.
  2. Николаева Н.С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. М., 1996.

Семинар 3. Киножанр: возможности и границы.

Фильм для анализа: Ридли Скотт "Бегущий по лезвию бритвы".

Фильм для дополнительных размышлений: братья Вачовски "Матрица".

Литература:
Основная:

  1. Артюх Анжелика. Blade Runner. Будущее с киберпанковским дизайном. Искусство кино. 1998. № 10.
  2. Jayme Guokas. Blade Runner: Tee-Vee or Not Tee-Vee (scribble.com/uwi/br.brtv.html).
  3. Жижек Славой. "Матрица", или Две стороны извращения. Искусство кино. 2000. № 6.
  4. Гройс Борис. Экранизация философии. Искусство кино. 2000. № 6.
  5. Кузнецов Сергей. Новый Лукас(множ.ч.). Искусство кино. 2000. № 3.

Дополнительная:

  1. The Least Scary Option: Blade Runner and the Future City (home.mira.net/~satadaca/bladrunn.htm).
  2. Тодоров Цветан. Введение в фантастическую литературу. М., 1997.
  3. Лем С. Футурологический конгресс. СПб, 2000.

Семинар 4. Мир Автора: Ингмар Бергман.

Фильм для анализа: И. Бергман "Седьмая печать" (1956), И. Бергман "Персона". (1966)

Литература:
Основная:

  1. Зонтаг Сьюзен. Толща фильма. Искусство кино. 1991. № 8.
  2. Аронсон О.В. Лицо, сцена, трансценденция. Киноведческие записки. № 34.
  3. Рубанова И.И. Бергман: крона и корни. Киноведческие записки. № 34.

Дополнительная:

  1. Бергман И. Картины. Москва-Таллинн, 1997.
  2. Бергман И. Исповедальные беседы. М., 2000.
  3. Сеанс, № 13 - "Память о смысле". Выпуск журнала, посвященный Бергману.
  4. Ингмар Бергман. Приношение к 70-летию. М., 1991.

Семинар 5. "Культовый фильм": определение как проблема.

Фильм для анализа: М. Кёртец "Касабланка"; К. Тарантино "Криминальное чтиво".

Литература:
Основная:

  1. Timothy Corrigan. Film and the culture of cult. In: The cult film experience. Beyond all Reason. Univ.of Texas press, 1991.
  2. James Card. Confessions of Casablanca Cultist: An Enthusiast meets the Myth and its flaws. Ibid.
  3. У. Эко. "Касабланка", или Воскрешение богов. Киноведческие записки. 2000. № 45.

Семинар 6. Поэтика музыкального видеоклипа.

Для анализа: кассета видеоклипов: Queen, D. Bowie, U2, Pet Shop Boys, Radiohead (режиссеры D. Mallet, M. Romanek, S. Sednaoui, A. Corbijn, Ph. Joanou, D. Jarman, B. Weber, J. Thraves и др.)

Литература:
Основная:

  1. Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня. Неприкосновенный запас. 2002. № 6.
  2. Зенкин С.Н. "Введение в литературоведение (теория литературы)". Раздел "Поэзия и проза". М., 2000.

Приложения

Литература к курсу

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.