ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Культура повседневности. XX в.

 

Культура повседневности. XX в.

О.В. Гавришина, кандидат культурологии

Аннотация

Программа курса предназначена для слушателей Института европейских культур 1-го года обучения (2 семестр) и рассчитана на 14 часов аудиторных занятий (лекции).

Курс посвящен истории культуры повседневности в странах Европы и США в XX в.

Цель курса состоит в том, чтобы представить слушателям наиболее актуальные стратегии изучения истории культуры - историю семьи и частной жизни, историю повседневности, историю телесности.

В курсе последовательно, по десятилетиям рассматриваются история моды, дизайна, кинематографа, популярной музыки и танцев, спорта и средств массовой коммуникации (медиа). Все эти элементы собираются в целостную картину. Точкой отсчета для создания такой картины служит повседневный опыт человека. Предметом исторического анализа в курсе становятся тело, эмоции, переживания человека, жизнь в частной и публичной сферах.

Телесность определяется как совокупность культурных и социальных практик, формирующих тело человека. История костюма, средств и форм гигиены, медицины, техники, спорта, танцев рассматриваются в связи с изменениями телесных практик и образа тела. Важное значение имеет также обращение к проблеме репрезентации тела человека в XX в.

В контексте истории семьи особое внимание уделяется формированию и выражению в культуре гендерных различий. Большое значение в культуре XX в. имеет также все более дробное членение жизни человека на разные "возрасты", в первую очередь, выделение подростковой субкультуры.

Большое внимание при построении курса уделяется визуальным источникам.

Темы курса

Тема 1.

  • Изучение культуры повседневности XX в. Понятия "popular culture" и "mass culture".
  • Великобритания. Cultural Studies. Реймонд Уильямс. Бирмингемский центр современных "культурных исследований". Стюарт Холл - две парадигмы "культурных исследований": история массовой культуры и структурный анализ феноменов массовой культуры. Распространение дисциплины Cultural Studies в США, Австралии и др.
  • США. American Studies. Германия. Alltagsgeschichte.
  • Обоснование хронологических рамок курса. Периодизация.

Тема 2. 1880 - 1890-е годы.

  • Технические изобретения и изменения в повседневной жизни. Увлечение естественными науками. Изменение отношения к телу. Движение гигиенистов. Реформы одежды и рост популярности спорта. Купания и купальные костюмы. Появление ванных комнат и ватерклозетов. Борьба за чистоту. Медицина в конце XIX в. Лечение психических заболеваний. Истерия.
  • Буржуазная семья. Семейные праздники. Семейная фотография. Долг и добродетель.
  • Роль женщины. Движение за эмансипацию. Облик "эмансипированной женщины" в конце XIX в.
  • Четкое разделение времени на рабочее и свободное. Выделение досуга как особой сферы. Ярмарки, гуляния, цирк, дешевые печатные издания. Опера. Всемирные выставки. Рождение кинематографа.

Тема 3. 1900 - 1910-е годы.

  • Зарождение консьюмеризма как особой стратегии и стиля жизни. "Дворцы потребления". Строительство новых магазинов. Реклама и торговые каталоги.
  • Идеал женщины в 1900-е гг. Женщина как украшение. S-образный силуэт.
  • Поиск новых форм женского костюма в 1910-е гг. Театральные художники. Айседора Дункан и Русские сезоны в Париже. Поль Пуаре.
  • Техника. Автомобили. Генри Форд. Конвейерное производство. Распространение автомобильного транспорта в городах. Телефон. Радио. Звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства. Первая бытовая техника. Метро. Электрические трамваи. Аэропланы и дирижабли. Футуризм. Эстетизация техники и скорости.
  • Рестораны нового типа, в которые допускались женщины. Городской романс. Оперетта. Ноты и музицирование.
  • Иллюстрированные воскресные приложения к газетам. "Желтая пресса". Комиксы.
  • Кинематограф. Жорж Мельес и начало игрового кино. Складывание системы жанров.
  • Танго в Европе. Особый костюм для партнерши. Нескромный танец.
  • Культура США в нач. ХХ в. Эмиграция в США. Изменение состава населения. Новые тенденции в архитектуре. Небоскребы. Музыкальная культура. Рэгтайм. Мюзиклы.

Тема 4. 1920-е годы. Новая эра.

  • "Рокочущие двадцатые". Эпоха джаза и потерянное поколение. Авангардное искусство и повседневная жизнь. Идеалы молодости, новизны и функциональности.
  • Кардинальные изменения в женском костюме. Отмена корсетов. Укорачивание длины юбок. Геометрический силуэт. Стрижки. Косметика и парфюмерия. Роль кинозвезд в распространении нового идеала женской красоты. Стиль a la garconne. Женщина вамп. Стиль "голая мода". Новизна и экстравагантность. Изменение образа жизни женщины. Рабочие места для женщин среднего класса (машинистки, курьеры, служащие, продавщицы и др.).
  • Новое городское и жилое пространство. Баухауз. Ле Корбюзье. Функционализм в архитектуре.
  • Реклама. Рождение профессии. Новые ценности: получение удовольствия, приятное времяпрепровождение.
  • Новое понимание досуга. "Коктейль на двоих в комнате с видом". Отели, рестораны, танцевальные залы. "Двадцатые годы - одна большая вечеринка". Музыкальная культура. Джаз в Европе. Новые танцы. Кинематограф. Складывание системы студий в Голливуде. Звезды Голливуда. Эксперименты в европейском кино. 1927 год - изобретение звукового кино. Складывание сети национальных радиостанций.
  • Профессионализация спорта. Олимпийские игры: 1920 - Антверпен, 1924 - Париж, 1928 - Амстердам.
  • Сухой закон в Америке. Гангстеры. Эстетизация преступного мира.

Тема 5. 1930-е годы.

  • Развитие тенденций 1920-х гг. Единство периода "между двумя войнами".
  • Женский силуэт 1930 - 1937. Мягкие, женственные линии. Роскошные вечерние платья. Осветление и завивка волос. Косметические салоны для женщин. Мир высокой моды. Женщины-модельеры. Женщины-модели. Демократизация женской и мужской моды. Отсутствие представления о моральном устаревании одежды среди простого населения. Многократная починка, перешивание одежды. Многократная починка обуви. Передача одежды и обуви от одного поколения к другому.
  • США. 1929 - крах на Нью-Йоркской бирже. Великая депрессия. Реклама. Идеалы простоты, функциональности, экономии. Кинематограф. "Золотой век" Голливуда. Семейное кино. Мюзиклы. Комиксы. Супергерои. Увлечение научной фантастикой.
  • Германия. 1933 - приход к власти национал-социалистов. Спорт и патриотизм. Культ здорового сильного тела. Олимпийские игры в Берлине 1936 года. Популярная музыка и кинематограф в Германии.
  • 1939 - начало второй мировой войны. Европа - "Танцы на вулкане", "Мир, который мы потеряли".

Тема 6. 1940-е годы.

  • Хронологические рамки периода: 1937 - 1947.
  • Война. Изменение повседневного быта. Значительные миграции населения. Патриотический плакат и реклама. Военная хроника. Популярная музыка и кинематограф.
  • Женский силуэт. Ориентация на форменную одежду. Плечики. Укладка волос. Форма шляп. Одновременная женственность и мужественность.
  • Новые тенденции в массовой культуре во второй половине 40-х гг. США - зарождение свинга и радикального джаза. "Черный" фильм. Битники. Европа - неореализм в кино.

Тема 7. 1950-е годы.

  • Хронологические рамки: 1947 - 1960 г. Качественно новый период. "Повседневность" впервые переживается как форма самовыражения.
  • Женский силуэт. Революция в мире моды. 1947: Кристиан Диор, "Нью Лук". Расклешенные юбки и отсутствие плеч. Избыточность во всем. Идеал юности и свежести. Интерес к органическим формам. Новые материалы.
  • Америка. “Пригородная мечта”. Экономический подъем. Новый идеал семьи. Пригородный дом. Обстановка. Бытовая техника. Автомобиль. "Розовый кадиллак с салоном под леопарда". Телевидение. Реклама. Женские журналы. Визуальность культуры. Полуфабрикаты и их упаковки. Кулинарные книги в картинках. "Телевизионные обеды".
  • Начало холодной войны. Политика Маккартизма. Война в Корее. "Охота на ведьм" в Голливуде. Кризис Голливуда. Развитие телевидения. Звезды. Мэрилин Монро.
  • Европа. Восстановление экономики в Европе. План Маршалла. "Экономическое чудо". Американизация и попытки противостоять ей. Японское кино. Разрушение колониальной системы. Миграция населения из колоний в метрополии.
  • Подростковые и молодежные субкультуры. Битники, хипстеры, тедды. Свинг. Рок-н-ролл. Элвис Пресли. Проигрыватели и развитие сети местных радиостанций. Кино для подростков. Новые звезды. Джеймс Дин и Марлон Брандо. Кинотеатры под открытым небом.

Тема 8. 1960-е годы.

  • Демографическая ситуация. Бэби бум. Контркультура. Политический активизм. Студенческое движение в США. Война во Вьетнаме. Антивоенное движение. Движение за права "черных". "Black is beautiful". Студенческое движение во Франции. Новые университеты. Париж 1968 г.
  • Рок-культура. Битлз. Роллинг Стоунз. Дорз. Психоделия. Фестивали. Идеалы естественности, свободы самовыражения, жизни как потока впечатлений. Субкультуры - хиппи, байкеры.
  • "Новая волна" в кинематографе. Экспериментальное кино и театр.
  • Мэйнстрим. "Семейные ценности". Новые формы повседневной жизни. Костюм. Простой силуэт. Реплики на моду 1920-х гг. Мода на естественные ткани. Трикотаж. Английская мода. Итальянская мода. Одежда "сэконд хэнд". Прически. Бриджит Бардо. Новые тенденции в оформлении интерьера. Обтекаемые формы. Абстрактное искусство. Рустикальный стиль. Керамика.

Тема 9.1970-е годы.

  • Экономический кризис. Международный терроризм. Неоконсерватизм. Выход Японии на международный рынок.
  • Костюм. Мини-юбки. Клеш. Платформы. Этно-стиль. Яркость и разнообразие.
  • "Второй золотой век" Голливуда. Наследие 60-х. Серьезное кино. Индустрия развлечений. Блокбастеры.
  • Коммерциализация рок-культуры. Глэм-рок. Диско. Зрелищность и шоу-бизнес. Панк против рок-поколения. Коммерциализация панка. Скин-хэды. Молодежные субкультуры в "черных" кварталах. Рэп.

Тема 10. 1980-е годы.

  • Новые надежды. Падение коммунистических режимов в Восточной Европе. Воссоединение Германии.
  • СПИД. Проблема наркотиков.
  • Популярность здорового образа жизни. Спортивность в одежде. Яппи - молодые городские профессионалы. Отказ от идеалов контркультуры 60-х. Конформизм.
  • Нонконформизм. Поколение Х.
  • Глобализация шоу-бизнеса. MTV. Мировые турне. Молодежные субкультуры. Брейкеры. Скейт-бордисты.
  • Кинематограф. Телевидение. Декада сериалов. Распространение видео. Sony Walkman.

Тема 11. 1990-е годы.

  • Политкорректность. Мультикультурализм.
  • Телевидение. Тотальность информации. Телевизионные войны. Реальность как симулякр реальности. Zapping - скольжение по каналам. Shopping. Мир как супермаркет.
  • Молодежные субкультуры. Рейв. Хип-хоп. Влияние латиноамериканской музыкальной культуры.
  • Мода на ретро-стили. Возрождение свинга в США. Культура как коллаж. Современные формы массовой культуры. Новые медиа.

Приложения

Источники и литература

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.