![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
ИЕК > Программы учебных курсов > Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении | |||||||||||||||
![]() |
Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении С.Ю. Неклюдов, доктор филологических наук
Лекционный курс “Устные традиции в типологическом и семиотическом рассмотрении“ рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра: 20 часов аудиторных занятий (10 лекций); в конце третьего семестра проводится экзамен. Цель предлагаемых лекций - ознакомление слушателей с предметом, изучаемым фольклорно-этнологическими дисциплинами, и с его основными характеристиками, а также с методологическими поисками и концептуальными построениями в данной области науки, с ее понятийным и терминологическим аппаратом. Основным содержанием курса является семиотическое и типологическое описание фольклора, его универсальных и специфических признаков (коллективность, анонимность, вариативность, стереотипность), обсуждение вопросов соотношения фольклора и других форм народной культуры с действительностью, рассказ об основных типах устных традиций, о проблемах их сравнительного и структурного изучения. По своим типологическим характеристикам устные культуры объединяются в три большие группы, отношения между которыми могут быть представлены как стадиальные. Во-первых, это “архаические” бесписьменные культуры. Они формируются внутри родоплеменных обществ и имеют своей основой древнейшую мифологию и религиозную систему шаманского типа. Во-вторых, это традиции “классического” фольклора. Они складываются в условиях зарождения государственного самосознания, развития более сложных религиозно-мифологических систем (часто - проникновения “мировых религий”), проявления зачатков исторических представлений и письменности как канала культурной коммуникации, параллельного устному. В-третьих, это народная городская культура новейшего времени. Она располагается на периферии идеологического пространства современных урбанистических сообществ, фрагментирована, полицентрична и тесно связана с нефольклорными и парафольклорными формами массовой культуры; письменные и аудиотехнические способы передачи информации становятся равноправным (даже преобладающим) коммуникативным типом. По своим типологическим характеристикам она отходит от традиций “классических” еще в большей степени, чем эти последние от архаики. Функционирование традиции обусловлено сочетанием стабильности и пластичности ее элементов. Подобная стабильность есть главный фактор трансмиссии семиотических текстов культуры в виде относительно устойчивых моделей. Непосредственно передаваемое в тексте “сообщение” обладает субстанциональной и структурной устойчивостью, причем определенность структурная способна проявляться только через субстанциональную. Именно под данным углом зрения предполагается рассмотреть различные формы фольклорных общностей: генетических, контактных, типологических.
Тема 1. Содержание понятия “устная народная культура”. Типы устных традиций. “Архаика”, “классика”, современные городские традиции.
Лекция 1. Лекция 2. Лекция 3. Лекция 4. Лекция 5. Лекция 6. Лекция 7. Лекция 8. Лекция 9. Лекция 10.
|
![]() |
© Институт европейских культур, 1995 - 2002. Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001. Замечания и предложения сообщайте web-мастеру. |