ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ
БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИЕК > Программы учебных курсов > Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.).

 

Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.)

В.В. Зверева

Аннотация

Курс семинарских занятий "Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.)" рассчитан на преподавание в первом учебном семестре ИЕК в объеме 14 часов. Форма отчетности - зачет.

В семинарах на основании одной общей проблемы, "сквозного сюжета" рассматриваются процессы и формы новоевропейской культуры, определяются специфические черты интеллектуальной культуры конкретной страны и эпохи. Изучение поставленной темы не ограничивается анализом истории идей и смены теорий. Оно позволяет более полно понять сами принципы смыслополагания в культуре рассматриваемого периода, поскольку постоянная рефлексия человека о своем месте в мире, о своем "выходе" за пределы природного, возвращения к идее природы являются неотъемлемой частью культурного опыта Европы в Новое время.

Цели занятий заключаются в том, чтобы углубить знания слушателей в области истории культуры, чтобы посредством анализа текстов определить содержание некоторых базовых концептов новоевропейской культуры. В семинаре делается попытка показать относительный характер и обусловленность конкретной историко-культурной ситуацией ряда теорий и понятий, которыми описываются процессы и явления культуры Европы в Новое время.

К задачам семинара относится овладение слушателями необходимыми навыками культурологического подхода, языком и понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, выработка навыков анализа нарративных источников, обучение методикам прочтения, самостоятельной интерпретации разнообразного рода текстов.

Методика проведения семинаров предполагает обсуждение ряда проблем, основанное на "медленном чтении" источника (предпочтение при этом отдается анализу, построенному на конкретном тексте, - в большей мере, чем критике на основе общих "фоновых" знаний).

Корпус текстов, выбранных для занятий, включает в себя разнородные по характеру нарративные источники: философские трактаты, литературные произведения, источники официального происхождения, тексты из разных предметных областей, включая естествознание. Такой отбор позволяет преодолеть разделение текстов на относящиеся к "низкому" и "высокому" жанрам, "более" и "менее" способные характеризовать культуру, в которой они были созданы, показать их ценность и значение для культурологического анализа. Особый интерес представляет новое прочтение "привычных" сочинений, попытка увидеть как "незнакомое" тексты и употребляемые в них понятия, акцентировать внимание на множественности их смыслов и значений. Для этого на занятиях формулируются проблемы, через рассмотрение которых слушатели могли бы понять относительность содержания базовых слов, составляющих каркас текста, сделать вывод о том, что их содержание впрямую соотносится с особенностью той культуры, в которой они бытовали. Подобным же образом необходимо подчеркнуть идею множественности исследовательских интерпретаций и теорий, их относительности и историчности, связанности с конкретным временем и культурой.

Особое внимание в семинаре обращается на проблемы языка самоописания и описания культуры, анализ системы слов и образов в изучаемых сочинениях, корректность употребления понятий и терминов в исследовательской работе.

На занятиях рассматриваются возможности содержательного, формального, сопоставительного анализа текстов, особое внимание уделяется структурному и семиотическому методу прочтения нарратива.

Темы семинарских занятий

Вопросы ко всем источникам:

1. Какими смыслами наделяется "Природа" в этом тексте?
Что понимается под "природой"?
С какими концептами, ценностями культуры она связана в данном тексте?
2. Как "Природа" представлена в данном тексте?
Каким языком она описана? Как на содержание влияют метафоры, система образов в тексте?
Как на репрезентацию "природы" влияют жанровые особенности этого текста?
Какие черты, смыслы приобретает "природа", представленная именно таким способом?

Тема 1. Проблемы постижения природы в культуре раннего Нового времени.

Природа как объект познания.
"Natura" и наука. Эксперимент.
Механика Природы.

Источники:

  1. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1977. (Предисловие, Книга 1: I-L, LXXVIII-LXXXI, LXXXVIII, XCIX, CX-CXV, CXXX; Книга 2: I-IV, VIII-XI, Примеры).
  2. Бэкон Ф. Пан или Природа // О мудрости древних / Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1977. С. 247 - 253.
  3. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1989.

Список литературы к занятию:

  1. Барт Р. S/Z. М., 1994. С. 11 - 28.
  2. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М., 1988.

Дополнительно:

  1. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени. М., 1989.
  2. Tocanne B. L’idee de Nature en France dans la seconde motie du XVII-s. Lille III, 1978.
  3. Shapiro B.J. Probability and Certainty in Seventeenth Century England. Princeton, 1983. Ch.1.

Справочная литература:

  1. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Спб., 1997. Т.3.

Тема 2. "Естественный человек" в культуре Просвещения.

"Природа" в художественном тексте.
Конструкция "естественного" состояния.
"Природа" и культуры, "своя" и "чужая".

Источники:

  1. Дэфо Д. Робинзон Крузо. (Любое полное издание).

Дополнительно:

  1. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или Воспитание чувств.

Список литературы к занятию:

  1. White H. The Forms of Wildness: Archaeology of an Idea // The Wild Man Within / ed. E.Dudley. Pittsburgh, 1972.

Дополнительно:

  1. Ehrard J. L’idee de Nature en France dans la premiere motie du XVIII-s. P., 1963.
  2. The Wild Man Within / ed. E.Dudley. Pittsburgh, 1972.

Тема 3. Науки о природе: язык и образы (опыты классификаций в XVIII в.).

"Природа" и построение больших объяснительных систем.
"Естественная история" как текст.
Разнообразие мира и закономерности.

Источники:

  1. Бюффон Ж.Л.Л. Всеобщая и частная естественная история. СПб., 1801.
  2. Бюффон Ж.Л.Л. Речь при вступлении во Французскую Академию // Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.
  3. Линней К. Система природы. Царство животных. СПб., 1804.

Дополнительно:

  1. Бонне Ш. Созерцание природы. Смоленск, 1804.
  2. Вольтер Ф.М.А. Феномены природы // Вольтер Ф.М.А. Сочинения. М., 1996.

Список литературы к занятию:

  1. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. Гл. "Классифицировать".
  2. Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. Гл. "Неклассическая риторика Бюффона".

Тема 4. Образы "природы" в культуре Французской революции.

Представление "природы" в документах Французской революции.
Трансформации концепта "естественного".

Источники:

  1. Документы Великой Французской революции. М. Т.1 - 2.

Тема 5. Проблемы соотношения природы и культуры в философских концепциях XVIII в.

"Природа" в философском дискурсе.
Взаимные проекции "природы" и "культуры". Их историческое измерение.

Источники:

  1. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Дополнительно:

  1. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., 1976. Ч.1. Гл. XXXIX, Ч.2. Гл. XIII - XX.
  2. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955.

Список литературы к занятию:

  1. Said E. Orientalism. N.Y., 1976.
  2. Siskin C. The Historicity of Romantic Discourse. N.Y., Oxf. 1988.

Тема 6. Науки о природе: язык и образы ("аллегории" и "реалистическое" описание).

"Природа" и научный текст: границы и способы репрезентации.
Поэтика науки: к. XVIII, с. XIX вв.
Представление мира: эффект реальности.

Источники:

  1. Дарвин Э. Храм Природы. М.-Л., 1960. Гл. 1. Комментарии к Гл.1.
  2. Дарвин Ч. Автобиография. Происхождение видов // Сочинения. М., 1952. Т.1. Гл. III.

Список литературы к занятию:

  1. Мандельштам О.Э. Вокруг натуралистов. Литературный стиль Дарвина // Собрание сочинений в четырех томах. М. 1991. Т.3.

Дополнительно:

  1. Levine G. By Knowledge Posessed: Darvin, Nature and Victorian Narrative // New Literary History. №24.1.1993.

Тема 7. Науки о природе: язык и образы ("романтическое" описание).

"Природа" в дискурсе романтиков.
Уподобление феноменов мира формам человеческой жизни.
Драматизация мира.

Источники:

  1. Мишле Ж. Царство насекомых. СПб., 1863.
  2. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых. М., 1993.

Дополнительно:

  1. Мишле Ж. Птица. СПб., 1878.

Дополнительная литература:

  1. Gossman L. Between History and Literature. Camb. Mass., 1990.
  2. Schenk H.G. The Mind of the European Romantics. Lnd.1966.

Приложения

Источники и литература

© Институт европейских культур, 1995 - 2002.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.