![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
ИЕК > Программы учебных курсов > Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.). | |||||||||||||||
![]() |
Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.)
Курс семинарских занятий "Репрезентация природы в текстах новоевропейской культуры (XVII-XIX вв.)" рассчитан на преподавание в первом учебном семестре ИЕК в объеме 14 часов. Форма отчетности - зачет. В семинарах на основании одной общей проблемы, "сквозного сюжета" рассматриваются процессы и формы новоевропейской культуры, определяются специфические черты интеллектуальной культуры конкретной страны и эпохи. Изучение поставленной темы не ограничивается анализом истории идей и смены теорий. Оно позволяет более полно понять сами принципы смыслополагания в культуре рассматриваемого периода, поскольку постоянная рефлексия человека о своем месте в мире, о своем "выходе" за пределы природного, возвращения к идее природы являются неотъемлемой частью культурного опыта Европы в Новое время. Цели занятий заключаются в том, чтобы углубить знания слушателей в области истории культуры, чтобы посредством анализа текстов определить содержание некоторых базовых концептов новоевропейской культуры. В семинаре делается попытка показать относительный характер и обусловленность конкретной историко-культурной ситуацией ряда теорий и понятий, которыми описываются процессы и явления культуры Европы в Новое время. К задачам семинара относится овладение слушателями необходимыми навыками культурологического подхода, языком и понятийным аппаратом изучаемой дисциплины, выработка навыков анализа нарративных источников, обучение методикам прочтения, самостоятельной интерпретации разнообразного рода текстов. Методика проведения семинаров предполагает обсуждение ряда проблем, основанное на "медленном чтении" источника (предпочтение при этом отдается анализу, построенному на конкретном тексте, - в большей мере, чем критике на основе общих "фоновых" знаний). Корпус текстов, выбранных для занятий, включает в себя разнородные по характеру нарративные источники: философские трактаты, литературные произведения, источники официального происхождения, тексты из разных предметных областей, включая естествознание. Такой отбор позволяет преодолеть разделение текстов на относящиеся к "низкому" и "высокому" жанрам, "более" и "менее" способные характеризовать культуру, в которой они были созданы, показать их ценность и значение для культурологического анализа. Особый интерес представляет новое прочтение "привычных" сочинений, попытка увидеть как "незнакомое" тексты и употребляемые в них понятия, акцентировать внимание на множественности их смыслов и значений. Для этого на занятиях формулируются проблемы, через рассмотрение которых слушатели могли бы понять относительность содержания базовых слов, составляющих каркас текста, сделать вывод о том, что их содержание впрямую соотносится с особенностью той культуры, в которой они бытовали. Подобным же образом необходимо подчеркнуть идею множественности исследовательских интерпретаций и теорий, их относительности и историчности, связанности с конкретным временем и культурой. Особое внимание в семинаре обращается на проблемы языка самоописания и описания культуры, анализ системы слов и образов в изучаемых сочинениях, корректность употребления понятий и терминов в исследовательской работе. На занятиях рассматриваются возможности содержательного, формального, сопоставительного анализа текстов, особое внимание уделяется структурному и семиотическому методу прочтения нарратива.
Вопросы ко всем источникам: 1. Какими смыслами наделяется "Природа" в этом тексте? Тема 1. Проблемы постижения природы в культуре раннего Нового времени. Природа как объект познания. Источники:
Список литературы к занятию:
Дополнительно:
Справочная литература:
Тема 2. "Естественный человек" в культуре Просвещения. "Природа" в художественном тексте. Источники:
Дополнительно:
Список литературы к занятию:
Дополнительно:
Тема 3. Науки о природе: язык и образы (опыты классификаций в XVIII в.). "Природа" и построение больших объяснительных систем. Источники:
Дополнительно:
Список литературы к занятию:
Тема 4. Образы "природы" в культуре Французской революции. Представление "природы" в документах Французской революции. Источники:
Тема 5. Проблемы соотношения природы и культуры в философских концепциях XVIII в. "Природа" в философском дискурсе. Источники:
Дополнительно:
Список литературы к занятию:
Тема 6. Науки о природе: язык и образы ("аллегории" и "реалистическое" описание). "Природа" и научный текст: границы и способы репрезентации. Источники:
Список литературы к занятию:
Дополнительно:
Тема 7. Науки о природе: язык и образы ("романтическое" описание). "Природа" в дискурсе романтиков. Источники:
Дополнительно:
Дополнительная литература:
|
![]() |
© Институт европейских культур, 1995 - 2002. Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001. Замечания и предложения сообщайте web-мастеру. |