![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
8. Интердискурсивные отношения в литературе Р. Барт, как уже сказано, предлагал различать в повествовательном тексте единицы двух уровней - функции и индексы.
Более подробное развитие этой идеи он дал в своей книге "S/Z".
Разбив текст на сегменты-"лексии", Барт предлагает интерпретировать их с помощью пяти кодов, встречающихся в любом тексте классического типа.
Текст представляет собой контрапункт нескольких кодов.
Смыслы, образующие эти пять кодов, формируются благодаря коннотации (термин, введенный в 40-е годы Коннотация близка к экземплификации по Н. Гудмену, но последняя шире: например, длина слова является его экземплифицирующим фактором, но, вообще говоря, ничего не коннотирует, не означает. Во множестве речевых ситуаций не столь важен первичный, сколько вторичный смысл слов, показывающий место высказывания и самого говорящего в структуре социального дискурса. Нередко люди вообще не обращают внимания на буквальный смысл слов и ищут за ними вторичный, например социально-властный. Действительно, коннотация часто связана с властью; коннотативные знаки, отсылающие к различным формам власти, складываются в социально ориентированные типы речи - дискурсы, обозначают определенные социальные позиции говорящего. Мы всегда пользуемся не просто языком в целом, а некоторой его разновидностью, связанной с отношением к власти, к той или иной идеологии. (Идеология, по К. Марксу, - мифическая картина действительности, приспособленная к вполне реальным интересам той или иной социальной группы.) Р. Барт определил коннотацию как преимущественное, наиболее эффективное поле реализации идеологических интенций. Чаще всего идеология в тексте не формулируется открыто, а протаскивается контрабандой, скрывается за "невинными" денотативными смыслами высказываний. В литературном тексте присутствуют знаки его идеологической ангажированности, знаки воздействующих на него социальных сил и позиции, которую занимает по отношению к ним автор. Это как бы знаки, обозначающие, "за кого" данный текст. Комплекс таких знаков Барт в 50-е годы определил как письмо. Письмо может быть прямо политическим: по одной-двум фразам политического высказывания можно уловить его "риторику" и тем самым его направленность. Но есть и чисто литературные типы письма - например, "артистическое" письмо XIX века, отрицавшее всякую социальную ангажированность, но именно таким отрицанием осуществлявшее определенную социальную позицию. Таким образом, литература не просто объективно отличается от нелитературной языковой практики, но и специально обозначает это отличие, свою литературность. Итак, в тексте всегда имеются следы социального дискурса - или даже дискурсов, если это сложный художественный текст, где основой для их сплетения как раз и служат повествовательные коды - они создают первичную формальную структуру текста, наполняемую конкретными социальными содержаниями. Дискурс, опирающийся на существующую власть, выступает в тексте как более сильный, развитый и богатый, он проникает во все клетки текста, как бы заражает их собой. Дискурс, стремящийся оспаривать такой властный дискурс, оказывается в сложном положении, он вынужден искать себе особое, маргинальное место в языке. В XX веке авангардные, революционные общественные течения постоянно пытаются найти себе позицию вне официального письма. Для этого создаются тексты, намеренно избегающие однозначной социальной окрашенности, стремящиеся достигнуть "белого", неокрашенного, "нулевого" письма. Однако обычно любая такая попытка усваивается официальным дискурсом (в процессе подражания, интерпретации и т.д.) в качестве своего варианта; при всякой конденсации смысла к нему подмешивается и идеологическое содержание. Стремясь выйти из этого положения, в 60-е годы Р. Барт и другие авангардные теоретики (Ф. Соллерс, Ю. Кристева) выдвинули новое понятие художественного творчества, которое также назвали письмом. Это "письмо-2" не имеет ничего общего с "письмом-1": оно характеризуется не ангажированностью, не определенностью социальной позиции, а, напротив, осознанием принудительной силы любого дискурса и обыгрыванием ее; текст перенасыщается идеологией и тем самым дискредитирует ее, в нем переплетаются и взаимно уничтожаются противоречивые типы дискурса. Это принципиально противоречивый текст, в противоречиях он обретает свою свободу. Коннотация и денотация перестают здесь различаться - нет более иерархии уровней означивания, нет исходного, первичного смысла, к которому могли бы присоединяться вторичные. Такой текст написан "неизвестно о чем" - то есть у него нет денотативного смысла, нет устойчивого смыслового центра; это текст рассеянный и часто неудобочитаемый. Интердискурсивные отношения в нем приобретают утопическую форму ничем не скованной игры. Литература: Р. Барт. "Нулевая степень письма" - в кн.: "Семиотика". М., 1983, 1998; Р. Барт. "С чего начать?", "От произведения к тексту" - в кн.: Р. Барт. "Избранные работы. Семиотика. Поэтика". М., 1989, 1994; Р. Барт. "S/Z". М., 1993, 2001. |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
© Институт европейских культур, 1995 - 2002. Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001. Замечания и предложения сообщайте web-мастеру. |