- Введение
Специфика и цели курса
Обоснование тематики лекций и логика их последовательности
Характеристика собственной гносеологической позиции при составлении курса лекций: прагматистский релятивизм и герменевтика
- Лекция 1. Модель методического (научного) знания. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной, философской и гуманитарной познавательных установок
Разработка представления о формальных критериях качества знания
Декарт: сомнение, когито, доказательность
Понятие методологической дистанции
Импликации декартовского представления о познании
Ход мысли Декарта - «исходная логическая модель европейской теории познания»
Понятия предметной стратегии, философского познавательного интереса и гуманитарного знания
- Лекция 2. Складывание модели новоевропейского гуманитарного знания
Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI - XVIII веков
Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в гуманитарном знании
Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать методологию специфического - нетождественного естественнонаучному - гуманитарного знания
- Лекция 3. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке
Оформление основных направлений европейской философской и гуманитарной мысли в XVIII веке
Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм
Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической дистанции между исследователем и предметом
Между Просвещением и романтизмом: концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон Гумбольдта
Иммануил Кант о возможности объективного познания
- Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания
Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания
Вариант ответа на кантианские сомнения - логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Характеристики теории Гегеля как модели «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования
Теория Маркса как пример умозрительной стратегии (рассуждение «практика - критерий истины» и понятие «отчуждения»)
Резюме: общая характеристика «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования
- Лекция 5. Позитивизм
Политический и социальный контекст первой половины XIX века
Огюст Конт и его концепция знания
Рекомендации по технологии позитивистского исследования
Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации позитивизма в XX веке
Этика и социология позитивистского гуманитарного знания. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная) характеристика позитивизма
- Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания
Метафизика Артура Шопенгауэра - иррационалистическая модификация ответов Гегеля на вопросы Канта
Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология, опирающаяся не (только) на разум
Рекомендации к технологии герменевтического исследования
Почему при помощи герменевтической методологии могут быть достигнуты относительно объективные результаты: направленность на Другого, «техника личной гениальности», концепция конгениальности
Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания
- Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания
Неокантианство и «классические стратегии» гуманитарной гносеологии
Исследовательская деятельность как субъективное полагание смысла в хаосе материала
Взаимосвязь конструкций «ценности» и «культуры»
Технология неокантианского исследования: различение культуры и природы, идиографического и номотетического методов
- Лекция 8. Методологическая концепция Макса Вебера (1864-1920)
Сильная черта методологии Вебера - осознание «односторонности» создаваемых конструкций и ее инструментализация
Вебер и его методология на фоне позитивизма и неокантианства
Ключевая категория методологии Макса Вебера: идеальный тип
Специфика теоретического статуса идеального типа
«Понимающая социология» Вебера. Понятие «социального действия» и разработка шкалы социальных действий при помощи идеально-типической методологии
Переосмысление представления о науке
- Лекция 9. Прагматизм
Прагматистская трансформация позитивистских принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом
Уильям Джеймс и снятие жестких границ между данными органов чувств, сомнениями и «ясным теоретическим знанием»
Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для (гуманитарного) исследования
- Лекция 10. Неопозитивизм
Теория познания в начале ХХ века. «Карта гносеологии» и удобство выделения определенных «полюсов» - например, аналитической (неопозитивистской) программы
Технологические рекомендации неопозитивизма
Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических противоречий
Распространение неопозитивистской методологии на гуманитарное исследование: пример «теории охватывающих законов» Карла Густава Гемпеля
- Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера
Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель сравнения теорий и критерий погрешимости
Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от ненаучного
- Лекция 12. Социология знания
Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии середины ХХ века
Исходная модель социологии знания - конвенционализм. Две основные логики социологии знания
Концепция «этоса науки» Роберта Мертона
Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания
Социология знания Томаса Куна: понятия «научной революции» и «парадигмы»
Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее понимание парадигмы и научного сообщества
- Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке
Общая характеристика герменевтической методологии
Герменевтика - изучение не «бытия» и «законов», но феноменов, экзистенции и языка
Ханс-Георг Гадамер: «вечно длящаяся традиция интерпретации»
Переосмысление в герменевтике представлений о характере получаемого знания
- Лекция 14. «Эра подозрения». Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии. Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ
История критической установки в методологии гуманитарного знания в XVIII-XIX веках
Специфика «эры подозрения» как установки гуманитарной методологии
Марксистские конструкции «идеологии» и «инструментального разума»
Фридрих Ницше: проект переоценки морали
Фрейдистская конструкция бессознательного и ее использование при анализе индивида и культуры
Психоанализ как мировоззрение или инструмент преобразования общества
Методологические импликации психоанализа как стратегии эры подозрения
- Лекция 15. Структурализм
Общая характеристика структурализма
Распространение структурализма на антропологию. Технология структуралистского исследования
- Лекция 16. Мишель Фуко (1926-1984) и дискурсивный анализ
Специфика Фуко в истории «гуманитарного подозрения»
Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция непроницаемости дискурсов
Надежда на освобождение от принудительности смысла
- Лекция 17. Постструктурализм
«Структура - это поломка». «Размыкание структуры в контекст»
Постструктурализм и традиция критики власти
«Насыщенное описание»: зависимость значения от контекста и отказ от монистических объяснений
Антирепрезентационизм Жака Деррида
История литературы Ролана Барта
- Лекция 18. Постмодернизм
«Концентрическая» характеристика постмодернизма
Кластеры постмодернистской идеологии: деконструктивизм и интертекстуальность
Постмодернистская чувствительность
Постмодерн: ситуация в обществе и науке
- Приложения к тексту лекций курса «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»
- Приложение 1. Планы лекционных занятий
- Приложение 2. Планы семинарских занятий
- Приложение 3. Список литературы к курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт: www.aperlov.narod.ru)
- Приложение 4. Указатель терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»
- Приложение 5. Схемы
- Summary