ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
МОНОГРАФИИ СБОРНИКИ СТАТЕЙ АЛЬМАНАХ

Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания

Содержание

  • Введение

    Специфика и цели курса
    Обоснование тематики лекций и логика их последовательности
    Характеристика собственной гносеологической позиции при составлении курса лекций: прагматистский релятивизм и герменевтика

  • Лекция 1. Модель методического (научного) знания. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Понятия предметной, философской и гуманитарной познавательных установок

    Разработка представления о формальных критериях качества знания
    Декарт: сомнение, когито, доказательность
    Понятие методологической дистанции
    Импликации декартовского представления о познании
    Ход мысли Декарта - «исходная логическая модель европейской теории познания»
    Понятия предметной стратегии, философского познавательного интереса и гуманитарного знания

  • Лекция 2. Складывание модели новоевропейского гуманитарного знания

    Изменения в образе жизни европейских интеллектуалов XVI - XVIII веков
    Попытки реализации декартовских стандартов доказательности в гуманитарном знании
    Концепция Джамбаттиста Вико: первая попытка разработать методологию специфического - нетождественного естественнонаучному - гуманитарного знания

  • Лекция 3. Основные линии развития западноевропейской гносеологии в XVIII веке

    Оформление основных направлений европейской философской и гуманитарной мысли в XVIII веке
    Складывание релятивистской традиции. Дэвид Юм
    Просвещение, доверие Разуму и увеличение критической дистанции между исследователем и предметом
    Между Просвещением и романтизмом: концепции Иоганна Готфрида Гердера и Вильгельма фон Гумбольдта
    Иммануил Кант о возможности объективного познания

  • Лекция 4. Философски-спекулятивная составляющая гуманитарного знания

    Кант о необходимости учитывать субъективную сторону познания
    Вариант ответа на кантианские сомнения - логическая гипотеза Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
    Характеристики теории Гегеля как модели «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования
    Теория Маркса как пример умозрительной стратегии (рассуждение «практика - критерий истины» и понятие «отчуждения»)
    Резюме: общая характеристика «умозрительной стратегии» гуманитарного исследования

  • Лекция 5. Позитивизм

    Политический и социальный контекст первой половины XIX века
    Огюст Конт и его концепция знания
    Рекомендации по технологии позитивистского исследования
    Критика презумпций позитивизма. Логика трансформации позитивизма в XX веке
    Этика и социология позитивистского гуманитарного знания. Кумулятивность как ключевая (социальная и когнитивная) характеристика позитивизма

  • Лекция 6. Романтически-интуитивистская стратегия гуманитарного знания

    Метафизика Артура Шопенгауэра - иррационалистическая модификация ответов Гегеля на вопросы Канта
    Проект Вильгельма Дильтея: как может выглядеть методология, опирающаяся не (только) на разум
    Рекомендации к технологии герменевтического исследования
    Почему при помощи герменевтической методологии могут быть достигнуты относительно объективные результаты: направленность на Другого, «техника личной гениальности», концепция конгениальности
    Резюме: герменевтическая программа гуманитарного знания

  • Лекция 7. Неокантианская модель гуманитарного знания

    Неокантианство и «классические стратегии» гуманитарной гносеологии
    Исследовательская деятельность как субъективное полагание смысла в хаосе материала
    Взаимосвязь конструкций «ценности» и «культуры»
    Технология неокантианского исследования: различение культуры и природы, идиографического и номотетического методов

  • Лекция 8. Методологическая концепция Макса Вебера (1864-1920)

    Сильная черта методологии Вебера - осознание «односторонности» создаваемых конструкций и ее инструментализация
    Вебер и его методология на фоне позитивизма и неокантианства
    Ключевая категория методологии Макса Вебера: идеальный тип
    Специфика теоретического статуса идеального типа
    «Понимающая социология» Вебера. Понятие «социального действия» и разработка шкалы социальных действий при помощи идеально-типической методологии
    Переосмысление представления о науке

  • Лекция 9. Прагматизм

    Прагматистская трансформация позитивистских принципов Чарльзом Сандерсом Пирсом
    Уильям Джеймс и снятие жестких границ между данными органов чувств, сомнениями и «ясным теоретическим знанием»
    Джон Дьюи: инструментализм и его импликации для (гуманитарного) исследования

  • Лекция 10. Неопозитивизм

    Теория познания в начале ХХ века. «Карта гносеологии» и удобство выделения определенных «полюсов» - например, аналитической (неопозитивистской) программы
    Технологические рекомендации неопозитивизма
    Критика неопозитивизма: выявление внутренних логических противоречий
    Распространение неопозитивистской методологии на гуманитарное исследование: пример «теории охватывающих законов» Карла Густава Гемпеля

  • Лекция 11. Теория фальсификации Карла Поппера

    Карл Раймунд Поппер: критика верификационизма, модель сравнения теорий и критерий погрешимости
    Теория фальсификации и возможность отделить научное знание от ненаучного

  • Лекция 12. Социология знания

    Социология знания и ее значение для гуманитарной гносеологии середины ХХ века
    Исходная модель социологии знания - конвенционализм. Две основные логики социологии знания
    Концепция «этоса науки» Роберта Мертона
    Карл Манхейм. Ориентированная на гносеологию социология знания: различие идеологии и ноологии, понятие стилей знания
    Социология знания Томаса Куна: понятия «научной революции» и «парадигмы»
    Послекуновская социология знания: расширяющее и сужающее понимание парадигмы и научного сообщества

  • Лекция 13. Интуитивистская стратегия в ХХ веке

    Общая характеристика герменевтической методологии
    Герменевтика - изучение не «бытия» и «законов», но феноменов, экзистенции и языка
    Ханс-Георг Гадамер: «вечно длящаяся традиция интерпретации»
    Переосмысление в герменевтике представлений о характере получаемого знания

  • Лекция 14. «Эра подозрения». Развитие критической позиции в гуманитарной гносеологии. Пример реализации стратегий подозрения в гуманитарном знании: психоанализ

    История критической установки в методологии гуманитарного знания в XVIII-XIX веках
    Специфика «эры подозрения» как установки гуманитарной методологии
    Марксистские конструкции «идеологии» и «инструментального разума»
    Фридрих Ницше: проект переоценки морали
    Фрейдистская конструкция бессознательного и ее использование при анализе индивида и культуры
    Психоанализ как мировоззрение или инструмент преобразования общества
    Методологические импликации психоанализа как стратегии эры подозрения

  • Лекция 15. Структурализм

    Общая характеристика структурализма
    Распространение структурализма на антропологию. Технология структуралистского исследования

  • Лекция 16. Мишель Фуко (1926-1984) и дискурсивный анализ

    Специфика Фуко в истории «гуманитарного подозрения»
    Исследование эпистем и дискурсивных позиций; конструкция непроницаемости дискурсов
    Надежда на освобождение от принудительности смысла

  • Лекция 17. Постструктурализм

    «Структура - это поломка». «Размыкание структуры в контекст»
    Постструктурализм и традиция критики власти
    «Насыщенное описание»: зависимость значения от контекста и отказ от монистических объяснений
    Антирепрезентационизм Жака Деррида
    История литературы Ролана Барта

  • Лекция 18. Постмодернизм

    «Концентрическая» характеристика постмодернизма
    Кластеры постмодернистской идеологии: деконструктивизм и интертекстуальность
    Постмодернистская чувствительность
    Постмодерн: ситуация в обществе и науке

  • Приложения к тексту лекций курса «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»
  • Приложение 1. Планы лекционных занятий
  • Приложение 2. Планы семинарских занятий
  • Приложение 3. Список литературы к курсу по методологии гуманитарного знания. Список электронных ресурсов (включая сайт: www.aperlov.narod.ru)
  • Приложение 4. Указатель терминов, имен и объяснительных конструкций к курсу лекций «История науки: введение в методологию гуманитарного знания»
  • Приложение 5. Схемы
  • Summary
© Институт европейских культур, 1995 - 2007.
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001.
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру.