Материалы мастер-класса Александра Хворостова |
|
Александр Хворостов
(МГПУ, Москва)
"Традиции, современность и будущее образования в Европе."
Замысел Летней школы состоит в том, чтобы рассмотреть различные аспекты исторической и перспективной динамики систем образования в Европе. Дебаты должны быть сконцентрированы вокруг трех модулей:
- Традиционное образование (античная эпоха, эпоха Просвещения, буржуазная эпоха);
- Современное образование и обучение (20 век);
- Перспективы образования в 21 веке.
Эти три модуля суть развертывание дискуссии относительно исторических стадий развития образовательных систем в Европе. Существуют разнообразные методы, методологии и теории, с помощью которых можно описывать и различными способами объяснять данную историческую динамику, в связи, или же вне всякой зависимости от национальных особенностей развития. В своих работах я обычно применяю как минимум три подхода. Они представляют собой три различных аспекта социального и исторического прогресса и позволяют, с одной стороны, объяснять образовательную динамику как естественный процесс, базирующийся на развитии (общественных) технологий, а с другой стороны, рассматривать образование как одно из естественных же средств общественного воспроизводства культуры.
Первый из этих аспектов состоит в учете способа материального производства, или динамики технологического базиса общества. Второй аспект предполагает рассмотрение динамики культурного, социального (структурного, прежде всего) и политического базисов общества. И, наконец, третий подход предполагает рассмотрение идеологии и практики образования соответствующей исторической эпохи.
Нижеследующая часть данного конспекта содержит тезисы, описывающие применение обозначенных подходов к рассмотрению тем "Современность" и "Перспективы" образования в Европе.
Современность (20 век)
Эпоха индустриальной модернизации и глобальной Культурной революции
- динамика технологического базиса:
- интенсивная индустриализация (т.е. преодоление преимущественно сельскохозяйственного способа производства),
- возникновение массового и автоматизированного промышленного производства,
- начало компьютеризации промышленности и других высоких технологий,
- начало эпохи глобальных коммуникаций;
- динамика социального и культурного базиса общества:
- укрепление демократий (демократических режимов),
- легитимация поликультурности и политического плюрализма,
- глобализация и индустриализация СМИ,
- явно выраженная общественная потребность в хорошо обученной рабочей силе (в первую очередь, промышленных рабочих),
- сосуществование различных модальностей социальной политики: консервативной, либеральной, социально-демократической, социалистической;
- образовательная динамика:
- дуалистическая (как правило, сословная) система образования как наследие предшествующих эпох,
- демократизация образования, т.е. свободный доступ в школы и университеты для всех сословий (т.е. возникновение унифицированных национальных систем общедоступного образования, что иногда называют "Культурной революцией"),
- комбинация традиционной (академической) и индустриальной (массовой) моделей образования,
- начало эпохи компьютеризированного образования (обучение с помощью компьютера, обучение через информационно-компьютерные каналы, обучение информационно-компьютерным технологиям),
- общесистемный кризис традиционных систем высшего и среднего образования (экономические, культурные, методические проблемы);
"Пост-модерность" (21 век)
Эпоха высоких технологий, глобализации комуникаций и общественной рефлексии
Основные тенденции развития образования в 21 веке можно попытаться обобщить примерно следующим образом:
- Изменение традиционных общественных форм образовательных учреждений: они постепенно становятся "поставщиками образовательных услуг".
- Международная унификация национальных образовательных стандартов.
- Диверсификация способов обучения и получения образования.
- Институционализация нового ключевого принципа образования: "обучение на протяжении всей жизни".
- Развитие компьютерно-опосредованного образования.
- Децентрализация образовательных ресурсов.
- Развитие дистанционного образования.
- Возникновение новых специальностей и областей образования и обучения (особенно, как комбинации естественных, социальных и гуманитарных наук, а также сочетания "фундаментальных" и "прикладных" дисциплин).
Очевидно, что можно также предсказать и целый ряд негативных последствий подобных футуристических тенденций.
Сравнительная карта культурно-образовательной динамики:
(в порядке обсуждения и дальнейшей разработки)
технология |
культура |
образование |
в Европе |
в России |
современность |
интенсивная индустриализация |
"культурная революция", первая волна социетальной демократизации |
свободный доступ к образованию, обязательное начальное образование |
конец 19 века - 1940-е гг. |
начало 20 века - 1960-е гг. |
послевоенное восстановление |
|
|
1945 - 1950-е гг. |
1945 - 1960-е гг. |
стабильный экстенсивный рост или стагнация |
новая волна демократизации, возникновение "контр-культур" |
экстенсивный рост образования, обязательное среднее образование |
1960-е гг. |
начиная с 1970-х гг. |
новая волна индустриальной модернизации, начало эры высоких технологий |
культурная глобализация, чередование демократических и консервативных тенденций |
кризис традиционной системы массового образования |
начиная с 1970-х гг. (+ культурное доминирование США) |
серия неудачных попыток (1960-е, 70-е, 80-е, 90-е) (=упадок) |
"пост-модерность" |
сочетание "традиционных" и "высоких" технологий, компьютеризированный постиндустриализм |
поликультурность, объединение Европы, поиск новых идентичностей |
возникновение новых форм обучения, основанных на свободном доступе к информационным ресурсам |
начиная с 1990-х гг. |
??? 21 век ??? |
|