ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ 1 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 1999 2 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2000 3 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2001
4 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2004 5 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2005 ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ИЕК > Информация об Академиях > Летняя Академия 2000 г. > Мастер-класс А. Хворостова

 

Материалы мастер-класса Александра Хворостова

Александр Хворостов
(МГПУ, Москва)

"Традиции, современность и будущее образования в Европе."

Замысел Летней школы состоит в том, чтобы рассмотреть различные аспекты исторической и перспективной динамики систем образования в Европе. Дебаты должны быть сконцентрированы вокруг трех модулей:

  1. Традиционное образование (античная эпоха, эпоха Просвещения, буржуазная эпоха);
  2. Современное образование и обучение (20 век);
  3. Перспективы образования в 21 веке.

Эти три модуля суть развертывание дискуссии относительно исторических стадий развития образовательных систем в Европе. Существуют разнообразные методы, методологии и теории, с помощью которых можно описывать и различными способами объяснять данную историческую динамику, в связи, или же вне всякой зависимости от национальных особенностей развития. В своих работах я обычно применяю как минимум три подхода. Они представляют собой три различных аспекта социального и исторического прогресса и позволяют, с одной стороны, объяснять образовательную динамику как естественный процесс, базирующийся на развитии (общественных) технологий, а с другой стороны, рассматривать образование как одно из естественных же средств общественного воспроизводства культуры.

Первый из этих аспектов состоит в учете способа материального производства, или динамики технологического базиса общества. Второй аспект предполагает рассмотрение динамики культурного, социального (структурного, прежде всего) и политического базисов общества. И, наконец, третий подход предполагает рассмотрение идеологии и практики образования соответствующей исторической эпохи.

Нижеследующая часть данного конспекта содержит тезисы, описывающие применение обозначенных подходов к рассмотрению тем "Современность" и "Перспективы" образования в Европе.

Современность (20 век)
Эпоха индустриальной модернизации и глобальной Культурной революции

  • динамика технологического базиса:
    • интенсивная индустриализация (т.е. преодоление преимущественно сельскохозяйственного способа производства),
    • возникновение массового и автоматизированного промышленного производства,
    • начало компьютеризации промышленности и других высоких технологий,
    • начало эпохи глобальных коммуникаций;
  • динамика социального и культурного базиса общества:
    • укрепление демократий (демократических режимов),
    • легитимация поликультурности и политического плюрализма,
    • глобализация и индустриализация СМИ,
    • явно выраженная общественная потребность в хорошо обученной рабочей силе (в первую очередь, промышленных рабочих),
    • сосуществование различных модальностей социальной политики: консервативной, либеральной, социально-демократической, социалистической;
  • образовательная динамика:
    • дуалистическая (как правило, сословная) система образования как наследие предшествующих эпох,
    • демократизация образования, т.е. свободный доступ в школы и университеты для всех сословий (т.е. возникновение унифицированных национальных систем общедоступного образования, что иногда называют "Культурной революцией"),
    • комбинация традиционной (академической) и индустриальной (массовой) моделей образования,
    • начало эпохи компьютеризированного образования (обучение с помощью компьютера, обучение через информационно-компьютерные каналы, обучение информационно-компьютерным технологиям),
    • общесистемный кризис традиционных систем высшего и среднего образования (экономические, культурные, методические проблемы);

"Пост-модерность" (21 век)
Эпоха высоких технологий, глобализации комуникаций и общественной рефлексии

Основные тенденции развития образования в 21 веке можно попытаться обобщить примерно следующим образом:

  • Изменение традиционных общественных форм образовательных учреждений: они постепенно становятся "поставщиками образовательных услуг".
  • Международная унификация национальных образовательных стандартов.
  • Диверсификация способов обучения и получения образования.
  • Институционализация нового ключевого принципа образования: "обучение на протяжении всей жизни".
  • Развитие компьютерно-опосредованного образования.
  • Децентрализация образовательных ресурсов.
  • Развитие дистанционного образования.
  • Возникновение новых специальностей и областей образования и обучения (особенно, как комбинации естественных, социальных и гуманитарных наук, а также сочетания "фундаментальных" и "прикладных" дисциплин).

Очевидно, что можно также предсказать и целый ряд негативных последствий подобных футуристических тенденций.

Сравнительная карта культурно-образовательной динамики:
(в порядке обсуждения и дальнейшей разработки)
технология культура образование в Европе в России
современность
интенсивная индустриализация "культурная революция", первая волна социетальной демократизации свободный доступ к образованию, обязательное начальное образование конец 19 века - 1940-е гг. начало 20 века - 1960-е гг.
послевоенное восстановление     1945 - 1950-е гг. 1945 - 1960-е гг.
стабильный экстенсивный рост или стагнация новая волна демократизации, возникновение "контр-культур" экстенсивный рост образования, обязательное среднее образование 1960-е гг. начиная с 1970-х гг.
новая волна индустриальной модернизации, начало эры высоких технологий культурная глобализация, чередование демократических и консервативных тенденций кризис традиционной системы массового образования начиная с 1970-х гг. (+ культурное доминирование США) серия неудачных попыток (1960-е, 70-е, 80-е, 90-е) (=упадок)
"пост-модерность"
сочетание "традиционных" и "высоких" технологий, компьютеризированный постиндустриализм поликультурность, объединение Европы, поиск новых идентичностей возникновение новых форм обучения, основанных на свободном доступе к информационным ресурсам начиная с 1990-х гг. ??? 21 век ???

© Институт европейских культур, 1995 - 2005
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001