ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ БЛОК-ЛЕКЦИИ АКАДЕМИИ
НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АБИТУРИЕНТАМ E-Mail
ВЫСТАВКИ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НОВОСТИ Site-map
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АКАДЕМИЯХ 1 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 1999 2 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2000 3 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2001
4 ЗИМНЯЯ АКАДЕМИЯ 2004 5 ЛЕТНЯЯ АКАДЕМИЯ 2005 ПУБЛИКАЦИИ ФОТОАЛЬБОМ
ИЕК > Информация об Академиях > Летняя Академия 1999 г. > Мастер-класс Н.С. Автономовой

 

Материалы мастер-класса Н.С. Автономовой

Наталья Сергеевна Автономова (Институт философии РАН, Россия)

"Проект “Европа”: о методологических разногласиях в европейской культурологии 1990-х годов."

Вводные замечания.

Что такое “Европа” - реальность или гипотеза, ситуация или процесс? Важно то, кто именно говорит о Европе (“Запад”, “Восток”, “Россия”, страны Восточной и Южной Европы). Отсюда - различия смысловых акцентов и стратегий рассуждения. Последние выборы в Европейский парламент (массовое неучастие или “Европа без европейцев”). Осознание различий между, например, республикой и демократией; проблематизация понятия “нация-государство” (etat-nation); антиномии суверенности - федерализма.

Этот фон (социально-экономический, геополитический, культурный) опосредованно влияет и на постановку философских вопросов, ибо философия все более ощущает себя как форма деятельности в мире, значимая для этого мира. Этим обусловлен вопрос о силе и власти в социальном и индивидуальном бытии, разработка новых форм политической философии, исследование разнообразия национальных языков и культур в Европе и др.

В программе мастер-класса - две лекции, семинарское занятие в форме круглого стола и заключительная дискуссия.

Основные диспозиции западной философии 20 века: ретроспектива и современность.

Место и роль философии в современном обществе. Членения предмета философии (методология, онтология, антропология...) и их соотношения. Систематичная и “открытая” философия. Профессионализм в философии и критика философской работы. Что такое философский “опыт” (внутренний и внешний)? Формы работы: исследование, преподавание, дискуссии с широкой публикой, междисциплинарные контакты и др.

“Диалог глухих” в послевоенной европейской философии. Попытки сближений, удачи и неудачи (Деррида - Гадамер). Роль наследия 50 - 80-х годов для понимания современных процессов. Основные тенденции и проблемные напряжения. В частности, нынешние судьбы феноменологии, аналитической философии, качественных исследований, философии языка.

Философия 90-х годов между наукой и литературой.

Структурализм и постструктурализм; модернизм и постмодернизм как научные, художественные, идеологические, социальные явления. “Кризис” и “критика” в философии. Философия и литература; философия и риторика; философия и филология. Постмодернизм в современной России и на Западе. “Художественные” и “научные” прочтения деконструктивистских программ. Дискуссии о дрейфе метафор и понятий между естественными и гуманитарными науками. Ретроспективный взгляд на дискуссии о рациональности 70 - 80-х годов.

Круглый стол с выступлениями участников семинара.

Каждый участник подготавливает краткое устное выступление (до 20 минут), а также письменные тезисы, которыми можно было бы обменяться до дискуссии и пользоваться при обсуждении.

В качестве тем для выступлений можно взять любого персонажа современной западной философии, или отдельную работу (в переводе, или оригинале). Выступления желательно сделать “проблемными”, а не чисто “описательными”, показав, почему, в каком контексте философских споров, и в какой форме были поставлены те или иные вопросы. Хотелось бы обменяться мнениями о сложностях “чтения” тех или иных произведений, о том, как они преодолеваются (расширение контекста, “вчитывание” и др.).

Трудно заранее назвать источники, полезные для всех участников, не зная, к каким темам и авторам они обратятся. Если речь идет о французской философии, хорошо было бы ознакомиться с работами (книги или вступительные статьи к переводам) И. Ильина, Г. Косикова, С. Зенкина и др. Если участники семинара обратятся к работам французских “мэтров” философской и гуманитарной мысли 60-х - 70-х годов (Фуко, Деррида, Барт, Делез, Лакан), переведенным на русский язык, желательно было бы сопоставить концептуальные контексты создания тех, или иных произведений и их нынешней актуализации в России, а также их статуса в современной западной мысли.

Заключительная дискуссия.

Подводя итоги обсуждений, предполагается поставить ряд дополнительных вопросов.

На каком языке мы ведем обсуждение (язык автора; обыденный язык; язык какой-то другой философской традиции; изобретенный нами язык). Чувствуем ли мы нехватки в области русского философского языка и если да, то как мы их преодолеваем? Проблемы рецепции (Россия и Запад, в обе стороны) как конкретизации и деформации. Сравнительно-эпистемологический подход: соизмерение внешних типов опыта, поиск новых форм экспликации внутреннего опыта.

© Институт европейских культур, 1995 - 2005
Замечания и предложения сообщайте web-мастеру
Разработка и поддержка сайта - Константин Харин
Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001