![]() |
|||||||||||||||
![]() |
|
||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
Наталья Самутина Вторая Международная Летняя Академия ИЕК "Образование Европы" Крым, Форос, 14 - 27 августа 2000 года Образование - с удовольствием! В Институте европейских культур немало оригинальных образовательных форм: тематические блок-лекции, научные и дипломные семинары, начинающий свою работу киноклуб. Но, без сомнения, самая любимая и слушателями, и преподавателями форма - выездные Академии, с их Мастер-классами, бурными дискуссиями и неформальным общением на пляже. Вторая Летняя Академия Международного консорциума по изучению европейских культур - "Образование Европы" - проходила на территории прекрасного историко-культурного памятника - санатория Форос, прямо в каминном зале особняка промышленника Кузнецова. Слушатели и мастера отважно боролись с сорокаградусной жарой, но не бросали своих "учебно-боевых постов". Академия состояла из трех Мастер-классов, посвященных последовательно истории, современному состоянию и возможному будущему европейского образования (в которое, с оговариванием специфики, включалось и образование российское). Первый Мастер-класс, под названием "Прошлое. Традиции и истоки", вел профессор Хельмварт Хиердайс (Австрия). В лекциях профессора шла речь об истории концептов "образование" и "воспитание" в европейской традиции, о разных теориях и эпохах образования (от классического научного образования, формирующего общественную элиту, до современного образования с точки зрения субъекта, саморазвивающегося индивида). Переходя к современному образованию, профессор Хиердайс особо подчеркнул его социальные компетенции, ситуационность, способность к постоянному переобучению, к "сетевому мышлению". Доклады слушателей в этом Мастер-классе были посвящены истории высшего образования в России в 18 веке (проф. А.В. Камкин, Вологда), Царскосельскому лицею и опыту сословного образования в России 19 века (О.В. Гавришина, Москва), складывающимся в 20-30 годы системам партийно-коммунистического образования в СССР (И. Грабовски, Бохум, Германия и Т. Димони, Вологда), а также термину "образование" у Вильгельма Гумбольдта (Ш. Гронвальд и И. Гунтерманн, Бохум, Германия). Вторым Мастер-классом, "Настоящее в образовании", по очереди руководили профессор Барт МакГеттрик (Шотландия) и доктор Александр Хворостов (Россия). Профессор МакГеттрик блестяще на практике подтвердил тезисы проф. Хиердайса о ситуационности образования, превратив свой доклад "Основные тенденции образования в Европе в XX веке" в социально-ролевую игру. Слушатели обсуждали цели и тенденции высшего образования в их собственных вузах; разбившись на группы, определяли соотношение исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности вуза; наконец, совместно разработали план-концепцию виртуального "Форосского университета". Особое впечатление на слушателей произвела гуманистическая направленность рассуждений профессора МакГеттрика о задачах образования в современном мире. Социолог доктор Александр Хворостов представил слушателям развернутую концепцию социальных изменений в XX веке под названием "Традиции, модернизация и будущее образования в Европе". Ее основной идеей стала взаимосвязь технологической базы (индустриализация, развитие глобальных коммуникаций и т.д.), социально-культурной динамики (укрепление демократии, мультикультурализм, глобализация и т.д.) и динамики в образовательных процессах (свободный доступ к образованию, его компьютеризация, новые модели массового образования и т.д.). Способы аргументации этой глобальной концепции вызвали оживленные дискуссии среди слушателей. В их собственных докладах речь шла о методике преподавания современной массовой культуры (В.В. Зверева, Москва) и методологии гуманитарного знания (А.М. Перлов, Москва), а также о проблемах образования в России на примере такой его формы, как летняя школа (Н.В. Самутина, Москва). Третий Мастер-класс профессора Манфреда Фасслера (Германия) назывался "Образовательные технологии в будущем. Философия и социология образования". Будущее видится немецкому профессору как решение проблемы приспособления старых образовательных институтов к новым формам, повышение технологической компетенции образования. Среди основных тенеденций будущего образования были названы его визуальность, национальная и социальная недетерминированность, отмечены общецивилизационные черты. Профессор Фасслер уделил немало внимания понятию ответственности в информационном обществе, теме знания как средства агрессии и тех изменениий и даже разрушений, к которым оно может привести. Дискуссии среди слушателей вызвала тематика виртуальной антропологии, в частности, наблюдения профессора о проекции человеком в виртуальную реальность концепций природы - "твой виртуальный кактус умрет, если ты не поливаешь его своей виртуальной рукой". А доклады были посвящены проблемам построения моделей образованного человека (А.В. Ачкасов, Курск), проектам образования после "конца истории" у Вилема Флуссера (Е. Биндер, Австрия), а также перспективам электронных учебников по истории России (развернутый доклад д-ра К. Вашика, Германия, сопровождающийся презентацией CD-ROM по истории русского плаката). Как всегда бывает в летних академиях, творческое общение слушателей и мастеров в неформальной обстановке оказалось столь же продуктивно, как и официальные занятия. А сам высокий состав слушателей - среди них были не только преподаватели, но и ректоры российских вузов - позволяет быть уверенными, что в настоящее время они не только размышляют о теориях образования, но и активно применяют крымский опыт на практике. |
|||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||
© Институт европейских культур, 1995 - 2002. Дизайн сайта © Андрей Яшин (www.yashin.narod.ru), 2001. Замечания и предложения сообщайте web-мастеру. |